Рефераты. Формирование труд коллектива

Научно обоснованный подбор кадров начинается с составления профессиограммы - перечня требований, предъявляемых данной профессией, специальностью и должностью к человеку. Другими словами, прежде чем подбирать  Людей, необходимо детально и точно представлять, какими они должны быть. Перечень требуемых характеристик составляется по результатам специального научного исследования - профессиографии.

Профессиография - технология изучения требований профессии к личностным качествам, психологическим характеристикам, социально - психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека.

Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального труда. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности: социальные, социально - экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально - психологические. Объем, глубина, и детальность их изучения зависят от руководства фирмы. Так, информационная профессиография, нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все незваные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно.

Коррекционная профессиография, направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной профессии.

Диагностическая профессиография, обеспечивающая организацию профессиональной диагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально - психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Формирующая профессиография используется в процессе профессионального обучения, охватывает социально - экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах и детальную аналитическую проработку технических и технологических сторон деятельности.

Профессиография включает комплекс методов изучения профессии: сбор эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продукции, биографический и трудовой метод, эксперимент) и их анализ (метод экспертной оценки, метод качественного анализа эмпирических данных, методы статистического анализа), а так же методы психологической интерпретации.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, совершаемых специалистом. Наблюдение за работником и его деятельностью часто сопровождается хронометражем - замером времени выполнения каждой операции. Отец научного менеджмента Фредерик Тейлор в начале века создал учение «о времени и движении», обнаружив, что производительность труда можно повысить, если разбить деятельность на отдельные операции, а затем собрать их в новый более эффективный процесс. Метод наблюдения применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решений и творчества.

Метод собеседования (интервью) предусматривает сбор необходимой информации о деятельности специалистов, мастеров высшего разряда и их руководителей

Метод анкетирования заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать свободное описание деятельности и требований, предъявляемых к профессионалу в данной области.

Метод экспертных оценок позволяет описать деятельность и профессионально - важные качества специалиста на основе независимых мнений специалистов и руководителей высшего звена, а так же научных специалистов в этой области.

Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб. Управляющий персоналом получает готовый результат в виде профессиограммы, научно - практический смысл которой должен быть ему понятен.

Профессиограмма может быть общей и развернутой. Общая профессиограмма включает следующие общие требования к личности кандидата: пол; возраст; образование; развитость процессов восприятия; внимания, памяти и мышления; устойчивость эмоциональных состояний (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии); психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т. д.); характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях; деловые качества характера; профессиональные и специальные знания, умения и навыки; общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.


1.3. Коллектив как высший уровень развития группы.


Малая группа - это группа, имеющая следующие признаки:

1. Величина группы - от 15 до 20 человек. Наиболее оптимальна величина - 5-9 человек.

2. Наличие непосредственных социальных контактов между участниками группы.

3. Наличие правил вступления в данную группу.

4. Способность входить в состав других групп.

           Стадии развития отношений в малой группе:

1. Стадия проверки и зависимости - предполагает ориентировку участников группы в характере действий друг друга. На этой стадии осуществляется поиск взаимоприемлемого поведения.

2. Стадия внутреннего конфликта - предполагает нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы.

3. Стадия развития групповой сплоченности - предполагает гармонизацию отношений и исчезновение конфликта.

4. Стадия функционально - ролевой соотнесенности - связана с образованием ролевой структуры группы.

Коллектив - это структура, состоящая из четырех слоев. Центральное звено - деятельность, соответствие ее социальным нормам и ее способность удовлетворять потребности членов группы. Второй слой представлен отношением каждого члена группы к деятельности. Третий слой - взаимоотношения членов группы друг с другом, опосредованные деятельностью. Четвертый слой - поверхностные эмоциональные контакты, не связанные с деятельностью.

Опора на коллектив позволяет отказаться от тотального контроля и более эффективно развивать самоконтроль. Коллектив менее подвержен стрессам, вырабатывается больше идей и лучше решаются крупные проблемы. Деятельность коллектива позволяет добиться большего, чем каждый из его участников в сумме.

  Стадии развития коллектива:

1. стадия первичного синтеза - ориентировка в характере деятельности и личного состава.

2. Стадия дифференциации - сближение людей в соответствии сих интересами, ценностями и установками; завершение изучения друг друга.

3. Стадия интеграции - образуется общность установок и интересов; создаются благоприятные условия для творческого самовыражения каждого. 

Некоторые авторы называют коллектив «командой».

Организация любого типа и размера состоит из множества групп. Руководство со­здает их по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (выде­ляя подразделения) и по вертикали (дифференцируя уровни управления). Первич­ные рабочие группы являются наиболее важной подсистемой внутри организации. Как уже указывалось, в них реализуются первичные социальные взаимоотношения и поддержка, они служат «связующим мостом» между организацией и индивидом, определяют зачастую то, как воспринимает работник организацию в целом.

Среди формальных групп, созданных по воле руководства, чтобы упорядочить производственный процесс, принято выделять три основных типа: команды (груп­пы) руководителей, производственные группы и комитеты.

Первый — это руководитель и его непосредственные подчиненные (тоже руко­водители). Данный тип представляет организационный остов системы управления.

Комитет — это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-то задания или комплекса заданий. Иногда комитеты на­зывают советами, целевыми группами или комиссиями. Во всех случаях здесь под­разумевается групповое принятие решений. В управленческой литературе чаще всего «командами» именуют комитет или группу руководителя. Вме­сте с тем существуют и иные классификации команд.

В литературе наблюдается не только множество классификаций групп, обозна­чаемых как команды, но и неоднозначность понимания термина «команда» как вида группы. Однако необходимо иметь представление о нюансах трактовки это­го термина, поскольку именно этим определяется выбор стратегии, связанной с формированием эффективных команд. Остановимся на нюансах позиций, кото­рые разделяют разные исследователи относительно этого вопроса.

Под управленческой командой В. В. Авдеев, разработчик оригинальной тех­нологии формирования команд, понимает группу психологически совместимых лиц, объединенных стратегическим интересом, концептуально - технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих по опреде­ленным правилам. Ресурсы управленческой команды, по его мнению, обусловлены:

- сплоченностью, ориентированной на деятельность, которая опосредуется
благодаря согласованности приоритетов стратегических интересов, а также
особенностям проявления ценностных компонентов;

- формально-динамическими свойствами индивидуальности, проявляющимися в специфике реализации поведенческих актов;

- темпераментом, определяющим как предрасположенность к решению определенного типа задач, так и типические межличностные отношения, которые опосредуют успешное взаимодействие в ролях эффективных ведущих и продуктивных ведомых.

     Таким образом, по мнению этого автора, оптимизация взаимодействия в орга­низации опирается на личностные ресурсы каждого участника команды, способ­ствующие успешному выполнению конкретных видов деятельности, а также на психологические ресурсы межличностных отношений, обусловливающих адек­ватные проявления участников совместной деятельности в ролях и эффективно­го ведущего, и продуктивного ведомого.

Очень четко сформулирована позиция Т. Ю. Базарова, относящаяся к  сущности и путям формирования команд. Под командой он подразу­мевает небольшое количество человек (чаще всего пять  —  семь, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответ­ственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); устанавливают при­надлежность как свою, так и партнеров к данной общности (группе). Эффективность групповой деятельности, по его мнению, определяется инди­видуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.