В этой связи необходимо, чтобы официальная политика восстановления и развития фондового рынка, принятая государством, предусматривала набор мер по сокращению системного риска :
I. Разработка программы антикризисного управления (регулирования) в качестве официального документа, предусматривающего ряд последовательных, в среднесрочной перспективе мер государства (финансового регулятора), направленных на сокращение системного риска, а также план действий в чрезвычайных ситуаций (при наступлении системного риска).
II. В части макрофинансовой политики – должна быть проведена оценка сценариев динамики финансового рынка при различных вариантах финансово-кредитной политики, включая её валютную, денежную, бюджетную и процентную составляющие, режим счета капиталов (степень и формы либерализации, наличие ограничений на движение капиталов и т.д.), баланс обязательств и активов страны в целом, отношения финансово-кредитной политике, которые бы исключали накопления краткосрочных требований к макроэкономике, возникновение спекулятивного роста цен на финансовые активы (9, с.34).
III. Реструктурирование и развитие индустрии ценных бумаг с целью понижения системного риска, пополнение капиталов брокерско-дилерских компаний и банков, занятых в фондовом бизнесе, осторожное введение и развитие рынков срочных контрактов, предусматривающее оценку решений финансового регулятора в этой области с точки зрения того, накапливается ли, остаётся постоянным или снижается системный риск (9,с.34).
IV. Создание системы мониторинга и оценки системного риска, которая давала бы возможность, основываясь на «сигналах раннего предупреждения», принимать корректирующие меры до того, как начнется и приобретет необратимый характер падения рынков (в первую очередь оценка вероятности накопления в экономике краткосрочных обязательств, снижения ее ликвидности, спекулятивных атак и краткосрочных оттоков капитала (9, с.34).
V. Укрепление информационной прозрачности. Собственники компаний, совместно с управляющими менеджерами должны проводить регулярную работу по повышению прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, по поддержанию рынка эмитированных акций, привлекать стратегических партнеров и инвесторов, обеспечивая конкурентное преимущество выпускаемой продукции по сравнению с зарубежными аналогами. Управление рыночной стоимостью акций – одна из главных задач для собственников, акционеров и инвесторов, так как в большинстве случаев компании-эмитенты функционируют сами по себе, а рынок эмитированных ими акций – сам по себе, не обеспечивая взаимосвязи состояния реального с фиктивным капиталом (9, с.34).
VI. Создание институциональной структуры, задачей которой было бы антикризисное управление финансовыми рынками. С этой целью формирование рабочей группы по антикризисному управлению из представителей финансовых регуляторов, операторов рынка, независимых исследователей, присоединение к международным рабочим группам и комитетам, созданным с этой целью. Определение порядка координации и последовательности действий финансовых регуляторов при наступлении чрезвычайных ситуаций на финансовых рынках необходимо учитывать исследования и рекомендации лучших международных практик в области антикризисного управления финансовыми рынками, развитие программ информационного обмена между финансовыми регуляторами, постепенное создание на этой основе системы риск-менеджмента для предупреждения и ослабления будущих кризисов(9, с.34).
VII. Для стабилизации фондового рынка и предотвращения массового оттока портфельных инвестиций на государственном уровне должен осуществляться контроль за их привлечением и использованием : необходимо ограничить портфельных инвесторов мгновенно выводить капиталы, введя процедуру заблаговременного согласования вывода капиталов (например, за 1 месяц) с соответствующими регулирующими органами. Необходимо вводить режим наибольшего благоприятствования для прямых инвестиций, например, предоставляя льготы по налогообложению доходов, полученных иностранными инвесторами в России. Привлечение государством внешних заимствований должно производиться исключительно под целевые инвестиционные проекты, отбираемые на тендерной основе (7, с.67).
VIII. На государственном уровне должно обеспечиваться соблюдение законных прав и интересов акционеров- инвесторов, в случае нарушения которых инвесторы должны получать компенсацию потерь, выплачиваемую в соответствии с их рыночной оценкой. Для обеспечения соответствия принимаемой на государственном уровне политики и разрабатываемых в её рамках нормативных докуменов, необходимо проводить предварительную экспертизу указанных нормативных документов с целью оценки их экономической эффективности и влияния на деятельность хозяйствующих субъектов в независимых органах, например, экспертизу документов по налоговому законодательству – в аудиторско – консалтинговых компаниях, документов по регулированию рынка ценных бумаг – в компаниях – профессиональных участниках фондового рынка.Необходима совместность действий государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Огромное значение во время и в ожидании кризиса имеет совместность действий государственных ведомств, их способность обращать конфликты интересов, возникающие между ними, в источник позитивной работы, направленной на восстановление рынка(7, с.67).
Таким образом, в современный период все государственные органы по регулированию фондового рынка должны работать не только по принципу «мы устанавливаем правила игры и контролируем их выполнение», но и по принципу «мы строим рынки».
Заключение
Итак, прошедшее десятилетие является уникальным периодом в истории России: произошла трансформация экономики, сформировались новые общественные отношения, новые институты. Рыночная система организации экономики потребовала адекватных механизмов воспроизводственного процесса, в частности фондового рынка, который в классических рыночных хозяйствах является признанным механизмом, отражающим состояние экономики страны.
Недостаточная, только формирующаяся инфраструктура рынка в России обуславливает столь низкий уровень развития фондового рынка, а значит, он не может полноценно выполнять надлежащие функции в национальной экономике.
Безусловно, начальные ступени по формированию фондового рынка мы уже прошли, но предстоит ещё большая работа в закреплении результата и поднятии на качественно новый уровень развития и организации.
Проанализировав современный отечественный фондовый рынок, я выделила следующие особенности : олигополия, небольшие объёмы, отсутствие массового спроса и предложения, сверхконцентрации, прозрачность рынка для потоков «горячих денег»,спекулятивная ориентация иностранных инвесторов, доминирующих на рынке, зависимость внутреннего рынка от внешних рынков депозитарных расписок- всё это создаёт крайне неустойчивую систему с огромным риском и высокой волантильностью.
Результатом дестабилизации в современном развитии фондового рынка служит низкая инвестиционная привлекательность как отдельных предприятий, так и всей национальной экономики. Следствием чего является наличие большого числа иностранных инвесторов, осуществляющих преимущественно портфельные инвестиции в российскую экономику. Кроме того происходит «бегство» российского капитала за рубеж. Таким образом, все негативные последствия в долгосрочной перспективе могут привести к тяжелейшим последствиям.
Российский фондовый рынок - потенциально крупный формирующийся рынок (emerging market), находящийся на начальных ступенях развития (в сравнении даже с крупными латиноамериканскими и азиатскими рынками), будет в дальнейшем (в среднесрочной перспективе) характеризоваться высокими значениями системного риска и демонстрировать масштабную волантильность. Чтобы в долгосрочной перспективе способствовать улучшению конъюктуры фондового рынка, необходимо в кратчайшие сроки рассмотреть и принять изложенные меры по сокращению системного риска и последующего устойчивого развития.
Каковы перспективы развития фондового рынка в современной России – вот вопрос, который не сходит со страниц экономической литературы, активно обсуждается на многочисленных конференциях и семинарах.
Сможет ли «карточный домик» российского фондового рынка превратиться в «мощную крепость» покажет время и будет результатом наших дальнейших исследований и незамедлительных действий.
Список использованной литературы:
1. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: «Финансы и статистика».- 1998г.- 416с.
2. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: «Финансы и статистика». - 2001г. - 448с.
3. Экономика. / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.- 792с.
4. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией Н.Т. Клещева, А.А. Федулова, В.А. Симонова и др. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997г.- 559с.
5. Курс экономической теории. / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров.: «АСА» .- 2000г.- 752с.
6. Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Коздовский А.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.:ИНФРА – 1997. – 406с.
7. О.Ю. Минаев. Динамика фондового рынка : факторный анализ.// Финансы. 2002.№1.с.65-67.
8. Миркин Я. «Карточный домик». //РЦБ. 2000.№4.с.22-24.
9. Миркин Я. Антикризисное управление фондовым рынком.//РЦБ.2000.№9с.31-35.
10. Третьяков В. Фондовый рынок в 2000году : тенденции и перспективы.//Банковское дело.2001г.№1.с.5-9.
11. Сизов Ю. Стратегический подход к регулированию рынка ценных бумаг.// Вопросы экономики.2001г.№11с.51-68.
12. Важнейшие показатели деятельности брокеров и дилеров в 1998-2001г.// РЦБ.2001.№20.с.63-64.
13. Бурганов Р. Становление конкурентной среды фондового рынка.// Маркетинг. М.: 2001.№6.с.83-90.
14. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций. Новиков А.В. – Новосибирск : Издательство НГАЭиУ , 2000г. – 224с.
15. Гражданский кодекс РФ. Полный текст : официальный текст, действующая редакция. – М.: Экзамен, 2001г. – 304с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8