Существуют две организационные разновидности вторичных рынков: организованный – биржевой и неорганизованный – внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы организации.
Наиболее простой формой организации фондовой торговли выступает стихийный рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент.
Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже .Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемых для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций.
Торговлю на внебиржевом обороте ведут специалисты: брокерские и дилерские компании, часто совмещающие свои функции. Во внебиржевом обороте отсутствует единый физический центр для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующим на бирже.
Как известно, в России организованным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система (РТС), объединяющая брокерско-дилерские компании центрального региона и северо-запада.
Традиционной формой вторичного рынка выступает фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.
Роль фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.
К основным функциям фондовой биржи относятся (1, с.127):
¨ мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг;
¨ инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг;
¨ обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.
Чтобы ценные бумаги обращались на фондовой бирже, они должны преодолеть ряд барьеров: комиссия по листингу(процедура включения ценных бумаг эмитента в котировальный список биржи); котировальная комиссия(определяет курс ценной бумаги при ее первой реализации).
В результате, проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать заключение, что фондовая биржа позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.
1.2 Регулирование фондового рынка.
Регулирования фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают (2, с.260) :
qгосударственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
qрегулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
q общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка .
Процесс регулирования на фондовом рынке включает:
Ø создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
Ø отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
Ø контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
Ø систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Государство на фондовом рынке выступает в качестве (2, с.262) :
§ эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
§ инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
§ профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
§ регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
§ верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования включает:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка можно разделить на (2, с.264) :
- прямое, или административное, управление;
- косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
· регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирование профессиональной деятельности;
· обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержка правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
· систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
· государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8