Рефераты. Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры

Существуют две организационные разновидности вторичных рынков: организованный – биржевой и неорганизованный – внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы организации.

Наиболее простой формой организации фондовой торговли выступает стихийный рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент.

Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже .Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемых для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций.

Торговлю на внебиржевом обороте ведут специалисты: брокерские и дилерские компании, часто совмещающие свои функции. Во внебиржевом обороте отсутствует единый физический центр для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующим на бирже.

 Как известно, в России организованным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система (РТС), объединяющая брокерско-дилерские компании центрального региона и северо-запада.

Традиционной формой вторичного рынка выступает фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Роль фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.

К основным функциям фондовой биржи относятся (1, с.127):

¨  мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг;

¨  инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг;

¨   обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.   

 Чтобы ценные бумаги обращались на фондовой бирже, они должны преодолеть ряд барьеров: комиссия по листингу(процедура включения ценных бумаг эмитента в котировальный список биржи); котировальная комиссия(определяет курс ценной бумаги при ее первой реализации).

В результате, проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать заключение, что фондовая биржа позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.

 

1.2 Регулирование фондового рынка.

 

        Регулирования  фондового рынка  - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников:  эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.

 Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают (2, с.260) :

qгосударственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

qрегулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;

q     общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка .

Процесс регулирования на фондовом рынке включает:

Ø  создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

Ø  отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;

Ø  контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

Ø  систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. 

Государство на фондовом рынке выступает в качестве (2, с.262) :

§        эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

§        инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

§        профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

§        регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

§        верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования включает:

- государственные и иные нормативные акты;

-         государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка можно разделить на (2, с.264) :

-         прямое, или административное, управление;

-         косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:

·        установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;

·        регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;

·        лицензирование профессиональной деятельности;

·        обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;

·        поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

·        систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);

·        денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

·        государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.