MV = PQ(Y), где M – денежная масса, V- скорость обращения денег, P – уровень цен, Q – реальный национальный продукт.
Термин номинальный используется для измерения любого количества, выраженного в ценах без учёта инфляции, т.е. в ценах, по которым товары и услуги были фактически проданы. А термин реальный используется для оценки с учётом инфляции и проведения соответствий корректировки.
Цель правительства – это контроль над денежной массой, находящейся в обращении.
Правительство может применить следующие методы регулирования объёма денежной массы:
1) процентная ставка по кредитам;
2) процентная ставка по государственным убыткам;
3) процентная ставка по обязательным резервам.
Третий метод – это наиболее прямой и эффективный метод изменения денежной массы. Он является одним из наиболее мощных инструментов контроля и регулирования денежно-кредитных отношений, но к этому методу прибегают редко, так как он оказывает сильное воздействие на устои банковской системы. Его используют в периоде экономического спада, сокращая уровень банковских резервов, пытаясь таким образом стимулировать развитие деловой активности субъектов хозяйствования.
Политика регулирования дохода – это политика замедления темпов инфляции путём сдерживания зарплаты и прибыли не через совокупный спрос, а непосредственно. Например, ограничение роста зарплаты рассматриваемого года, не увеличивать значительно рост зарплаты, но также не увеличивать налоговые ставки.
Контроль над зарплатой и ценами ограничивает и регулирует действия фирм или субъектов хозяйствования по выплате зарплаты и установлению цен.
Социальная политика – это политика, связанная с индексацией доходов, т.е. с повышением их в соответствии с индексом потребительских цен за счёт бюджетных ассигнований, а в отдельных случаях и за счёт компенсаций, установлением прожиточного минимума, разработкой программ помощи малоимущим и т.д.
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, правило выдачи квот и лицензий, установление валютного курса.
VII. Сбережения, инвестиции и финансовые рынки.
С добавлением в схему кругооборота сбережений и инвестиций сразу возникают два пути, по которым средства могут перемещаться от населения к потребительскому рынку: прямой путь от населения через расходы на потребление к рынку товаров и услуг; косвенный, средства по которому движутся через финансовые рынки, сбережения и инвестиции.
Если население в условиях рыночных отношений в течение года тратит меньше, чем зарабатывает, то фирмы должны тратить больше, чем их доходы, поскольку они должны осуществлять инвестиции в производство помимо платы за ресурсы и факторы производства.
Инвестиции – это увеличение запасов капитала в экономике, приводящее к росту факторов производства.
С известными допущениями можно вывести следующую зависимость:
1. Национальный продукт равен расходы на потребление + расходы на инвестиции.
2. Национальный доход равен расходы на потребление + сбережения.
Следовательно, расходы на инвестиции равняются сбережениям.
VIII. Государственные финансы.
1 – бюджет
2 – внебюджетные фонды
3 – государственный кредит (займы)
4 – финансы государственных предприятий федерального подчинения
§1. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых потребностей и расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Основные причины, обусловившие возникновение внебюджетных фондов:
- потребность в значительных финансовых ресурсах и целесообразность в их концентрациях на государственном и территориальном уровнях;
- ограниченность в финансовых возможностях государственного бюджета;
- необходимость принятия оперативных решений по перераспределению ресурсов в случае изменения экономической ситуации.
С помощью внебюджетных фондов можно влиять на процесс производства путём финансирования или кредитования, обеспечивать природоохранные мероприятия, оказывать социальные услуги населению путём выплаты пособий, пенсий и т.д.
Основные внебюджетные фонды:
Фонд государственного социального страхования (ФГСС). Создаётся страховым методом с обязательным участием средств хозяйствующих субъектов, различных форм собственности, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источники формирования средств ФГСС:
- страховые взносы хозяйствующих субъектов;
- средства государственного бюджета;
- поступления за путёвки, реализуемые по линии социального страхования;
- прочие доходы.
Направления расходования средств государственного фонда социального страхования:
1) пособия по временной нетрудоспособности;
2) пособия по беременности и по родам;
3) пособия по рождению ребёнка и уходу за ним;
4) финансирование санаторного лечения.
Пенсионный фонд (ПФ) – орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Это самостоятельная финансово-банковская система.
Пенсионный фонд подотчётен федеральному собранию. Результаты деятельности пенсионного фонда ежегодно предоставляются на рассмотрение и утверждение парламенту страны.
Основные задачи пенсионного фонда:
1) целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их выплат;
2) участие на долговременной основе финансирования программ по социальной поддержке населения;
3) увеличение средств фонда за счёт коммерческой деятельности.
Источники формирования:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (адвокаты, фермеры);
- средства из государственного бюджета, которые в данном случае предназначены для выплаты пенсий, военнослужащим и приравненным к ним, а также те средства государственного бюджета, предназначенные для выплаты повышенных пенсий в связи с повышением стоимости жизни;
- средства возмещения ПФ и средств ФГСС для выплаты досрочных пенсий;
- доходы от коммерческой деятельности.
Расходы ПФ:
1) выплаты пенсий с учётом индексации;
2) выплаты пособий по уходу за ребёнком;
3) оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
4) другие расходы.
Государственный фонд занятости населения является финансовой базой деятельности службы занятости. Он создаётся как на уровне субъекта федерации, так и на территориальном уровне.
Источники формирования фонда занятости населения:
- обязательные отчисления работодателей независимо от форм собственности и сфер деятельности;
- обязательные страховые взносы из заработной платы работников (в пределах общей суммы изымаемых налогов);
- средства республиканских и местных бюджетов;
- доходы от коммерческой деятельности;
Направления расходования средств:
1) трудоустройство граждан;
2) профессиональная ориентация (обучение и переобучение по линии занятости);
3) пособия по безработице;
4) выплата стипендий.
Государственный кредит – это мобилизация временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и передача во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования расходов.
Задачи государственного кредита:
- укрепление экономики страны и её финансовое оздоровление;
- финансирование потребности экономического и социального развития с использованием специальных долгосрочных программ;
- государственный кредит позволяет не инфляционным путём покрывать бюджетный дефицит, способствуя, таким образом, оттоку денежной массы, находящейся в обращении.
§2. Государственные финансы и налоговая система.
Основные источники доходов государственного бюджета – это налоговые поступления.
К налоговым доходам относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения – в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней, утверждаются бюджетным законодательством о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством РФ.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, доходы от различных платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящихся в ведении государственных органов власти;
2) доходы от продаж государственного имущества, находящегося в ведении государства;
3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ после уплаты ими налогов и иных платежей в размерах, установленных правительством РФ;
4) доходы от внешнеэкономической деятельности;
5) доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы государственного бюджета:
1) обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания РФ, счётной палаты, центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориального деления;
2) расходы на содержание федеральной судебной системы;
3) осуществление международной деятельности в общих федеральных интересах;
4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, направленное на конверсию оборонных отраслей промышленности;
5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
6) поддержка различных видов транспорта (авиации, железной дороги, морского);
7) поддержка атомной энергетики;
8) средства для ликвидации чрезвычайных последствий;
9) средства на финансирование космических исследований;
10) средства, идущие на содержание государственных предприятий, организаций, учреждений;
11) обслуживание и погашение государственного долга;
12) и другие.
Бюджетный механизм является реальным воплощением бюджетной политики.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5