Рефераты. Финансы и кредит (МГТУ "Станкин")

3) взаимосвязь финансов и кредита прослеживается и в банковском проценте, который служит платой за предоставляемые финансовые ресурсы, выплачиваемые из доходов банка, или же этот процент взимается с субъекта хозяйствования, если он берёт кредит.


III. Роль финансов в условиях рынка.


Известно, финансы не могут существовать без денег. Причиной, порождающей деньги, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в финансовых ресурсах, обеспечивающих их деятельность, но эти потребности в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда производителей.

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП в части национального богатства.

Финансы – неотъемлемый элемент на всех уровнях хозяйствования, они необходимы для нормального функционирования любому звену предприятия, межхозяйственным объединениям и государственной системе управления.

Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствования и у государства приводит к возникновению разных видов хозяйственных связей. Эти финансовые связи отличаются друг от друга, но в то же время они характеризуются некоторыми общими чертами, которые позволяют объединить финансовые отношения в отдельные, относительно обособленные группы.

Все финансовые отношения по своей природе являются распределительными, причём распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам, которые формируют денежные фонды целевого назначения. Поэтому именно роль субъекта в общественном производстве будет выступать в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений.

В общей совокупности всех финансовых отношений можно выделить три крупные сферы: финансово-хозяйствующий субъект, страхование, государственные финансы. Внутри каждой из сфер выделяются звенья. Звенья группируются в зависимости от характера деятельности субъекта.



В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообраз­ных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.


Финансы предприятия, функционирующего на коммерческих началах.

Цель основной деятельности коммерческих предприятий сводится к получению прибыли. Все они имеют обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам самостоятельно. Финансовые ресурсы формируются, главным образом, за счёт чистой прибыли и амортизации.


Финансы организации, функционирующей на некоммерческой основе.

Цель и основная деятельность этих организаций не сводится к извлечению прибыли и её распределению между участниками. Как правило, эти организации существуют в форме финансирования собственником учреждений.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, модифицируемые некоммерческими организациями из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.


Финансы общественных объединений.

Общественные объединения – это объединения, которые создаются на основе принадлежности людей к некоторой группе, исследующей тот или иной интерес.

Финансовые ресурсы – это членский взнос.

Общественное объединение не выступает источником доходов для отдельных членов. Все полученные доходы идут на обслуживание интересов в целом.


Социальное страхование – это страхование на содержание членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или обладающих, но не имеющих возможности реализовать её по различным причинам.

Основной источник ресурсов – налоговые отчисления.


Личное страхование. Как правило, страхование жизни.


Имущественное страхование.

Данный вид страхования позволяет застраховать предприятию или физическому лицу имущество от различного рода негативных воздействий. При наступлении страхового случая страхователь производит оценку понесённого ущерба, в соответствии с которой происходят страховые выплаты.


Страхование ответственности делится на два вида: страхование риска (непогашение кредита) и страхование ответственности. Страхование риска осуществляет банк, страхование ответственности – страховая компания. Срок страхования соответствует сроку, на который выдан кредит.

Также имеет место страхование гражданской ответственности, средств транспорта, нанесения вреда другим лицам в процессе производства и окружающей среде.


Предпринимательская деятельность.

Главным стимулом предпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому речь идёт о страховании рисков неполучения прибыли, снижение уровня рентабельности, получения убытков, неплатежи по счетам поставщиков продукции.


Государственные финансы, государственный бюджет.

Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная  с вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с созданием и использованием бюджетного фонда.

Функционирование государственного бюджета обусловлено двумя функциями: распределительной функцией и контролем.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти.

Это предопределяет возможность оперативного использования средств и принятие достаточно быстрых управленческих решений при изменении экономической обстановки.

Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками рынка ценных бумаг (РЦБ).

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от платы налогов и таможенных пошлин.


Государство и кредит.

В целях финансирования государственных потребностей государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих структур.

На практике сложилось, что при осуществлении кредитных операций государство является заёмщиком, а население и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заёмщика, так и кредитора.

Когда речь идёт о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства, поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственного кредита также являются бюджетные средства.


IV. Функции финансов.

§1. Функции финансов.


Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Финансы выполняют следующие функции:

- распределительная;

- контрольная;

- стимулирующая или регулирующая.


Распределительная функция проявляется во всех сферах общественной жизни, т.е. в материальном, нематериальном производстве, а также в сфере обращения.

Субъектами распределительной функции на микроуровне являются юридические и физические лица, а на макроуровне – государство.

Объектом распределительной функции является внутренний валовой продукт и национальный доход в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение вновь созданной стоимости, а также перераспределение этой стоимости на макроуровне.

Эта функция проходит три этапа:

1) формирование фондов денежных средств;

2) распределение денежных фондов через финансовые инструменты;

3) использование денежных фондов, признанное обеспечить отдельных членов общества и субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами на микроуровне, а на макроуровне – финансовыми средствами для решения функций и задач государственного уровня.

С помощью распределительной функции на микроуровне происходит формирование основных или первичных доходов (прибыль, отчисления в социальные и другие внебюджетные фонды, амортизационные фонды).

Формирование первичных доходов материального производства – это начальный этап распределения, который затем продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных или производных доходов. Такое перераспределение связано: 1) с межотраслевым или с межтерриториальным перераспределением в интересах обеспечения наиболее эффективного и рационального использования финансовых ресурсов; 2) с наличием вторичных сфер производственного, непроизводственного характера и сферы обращения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, управление страной, оборона и т.д.); 3) с существованием различных социальных групп населения.

Распределительная функция позволяет:

- образовывать денежные фонды на уровне предприятия, домашнего хозяйства и государства;

- образовывать не просто денежные фонды, фонды целевого назначения;

- осуществлять межотраслевое, межтерриториальное распределение, а также между различными сферами и социальными группами;

- создавать резервные фонды как на уровне предприятия, так и на уровне государства.


Контрольная функция. Финансы, которые связаны с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.