Контрольная функция финансов проявляется: 1) до наступления распределительного процесса, когда составляются различные программы, прогнозы, бюджеты; 2) в процессе использования фондов денежных средств при использовании программ, планов, бюджетов и т.д.; 3) в процессе подведения итогов, составления оценок использования денежных средств.
Контрольная функция реализуется через:
1) финансово-хозяйственный контроль;
2) финансовый бюджетный контроль;
3) кредитно-банковский контроль.
Регулирующая или стимулирующая функция. Эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного процесса. А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же результатов.
Финансовый механизм.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма и включающий в себя:
1) совокупность организационных форм финансовых отношений;
2) порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
3) методы финансового планирования и контроля;
4) формы управления финансами и финансовой системой;
5) финансовые законодательства.
§2. Управление финансами.
Управление финансами – это одна из важных областей управления, так как финансовые отношения охватывают все стороны общественной жизни.
При управлении финансами можно выделить объект и субъект управления.
Объект управления – это разнообразные виды финансовых отношений, т.е. сферы финансовых отношений.
Субъект управления – это различные организационные структуры, осуществляющие управление финансами.
Упрощённая схема управления финансами
Схему управления можно разбить на три основных этапа:
- планирование;
- оперативное управление;
- контроль.
Планирование – это оценка состояния финансовых ресурсов, анализ возможности их увеличения, выбор направлений их наиболее эффективного использования.
Управленческие решения принимаются в результате анализа финансовой информации, которая должна быть наиболее достоверной.
Оперативное управление – это комплекс мер по оперативному реагированию на складывающуюся финансовую ситуацию. Как правило, оно сводится к перегруппировке финансовых ресурсов с целью получения максимально полезного результата.
Контроль осуществляется на всех стадиях управления финансами. Его цель – получение результатов и сравнение полученных результатов с плановыми.
Управление финансами следует рассматривать с двух точек зрения: стратегической и оперативной.
Стратегическое управление (общее) предусматривает прогнозирование финансовой политики на перспективу, её разработку, установление или определение объёмов финансовых ресурсов, идущих на реализацию целевых программ.
V. Финансовая политика государства.
§1. Движение продуктов и доходов в национальной экономике.
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение, а также использование для выполнения государством его функций и задач.
Реализация финансовой политики проводится в 3 этапа:
1) выработка научно-обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, а также состояния и совершенствования производства, а также на основе анализа и состояния потребностей населения;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу, а также на текущий период;
3) собственно осуществление финансовой политики на основе первых двух этапов.
Для реализации финансовой политики и её претворения в жизнь используется финансовый механизм, т.е. совокупность способов организации финансовых отношений, а также виды, формы и методы организации этих отношений и их количественное определение.
Движение финансовых отношений осуществляется путём установления количественных параметров (установление налогов, налоговых ставок и т.д.).
Кризис в области финансов характеризуется следующими моментами: большой дефицит государственного бюджета, эмиссия денег, инфляция (как следствие эмиссии денег), большое количество малорентабельного или убыточного производства, рост внутреннего и внешнего долга, незавершённое производство.
Пути выхода из кризиса:
1) введение разнообразных форм хозяйствования, развитие предпринимательской деятельности;
2) упорядочение денежного обращения и укрепление национальной валюты;
3) сокращение военных расходов;
4) снижение государственных расходов на содержание государственного аппарата, а также финансирование убыточных или нерентабельных производств;
5) разработка современной финансовой политики;
6) развитие финансового рынка и кредитно-банковской системы;
7) привлечение в страну иностранных инвестиций.
§2. Финансы субъектов хозяйствования.
Важнейшим звеном финансовой системы страны являются финансы субъектов хозяйствования. Это обусловлено тем, что источники финансовых ресурсов формируются на уровне предприятия (налоги), а затем идут в финансовый бюджет.
Финансы хозяйствующих субъектов выполняют следующие функции:
1) обеспечивают денежными средствами хозяйственную деятельность;
2) формируют денежные фонды, осуществляют распределение доходов, связанных с кругооборотом, используют денежные фонды на приобретение материальных ресурсов, оборудования, выплату зарплаты и т.д.
Финансовые отношения субъектов хозяйствования:
1. Денежные отношения, связанные с формированием и использованием целевых денежных фондов внутрихозяйственного назначения.
2. Денежные отношения между предприятиями по поводу купли-продажи, товарно-материальных запасов, по поводу уплаты или получения штрафов, по поводу внесения средств в уставные фонды других предприятий, по поводу распределения прибыли их совместной деятельности, получения доходов по ценным бумагам предприятия и т.д.
3. Денежные отношения между предприятием и государством, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов. Эти денежные отношения принимают форму налогов, обязательных платежей, взносов, а в отдельных случаях имеет место получение субсидий, дотаций и т.д.
4. Денежные отношения между предприятиями с одной стороны и вышестоящими организациями с другой.
5. Денежные отношения между предприятиями и их работниками по поводу получения зарплаты.
6. Отношения предприятий материального производства с различными страховыми организациями по поводу образования страховых фондов
7. Денежные отношения между субъектом хозяйствования и кредитно-банковской системой по поводу получения и возврата кредита.
Финансы субъектов хозяйствования предприятия – это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования, с их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансированием затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
VI. Роль государства в регулировании экономики. Основные направления и задачи регулирования экономики.
Регулирование – это изменение темпов роста отдельных частей экономики с целью перестроить производство в соответствии с изменяющимися общественными законами.
Одним из основных видов перераспределения финансовых ресурсов является процесс саморегулирования. Но саморегулирование плюс финансовые рынки не в состоянии решить задачи государственного масштаба, поэтому наряду с саморегулированием необходимо и государственное вмешательство в экономику. Оно необходимо для решения следующих задач:
1) обеспечение финансовыми ресурсами крупных структурных сдвигов в экономике;
2) поддержка приоритетных направлений экономического развития;
3) совершенствование объектов социальной сферы, производственной инфраструктуры и т.д.
Цели, которые ставит государство при вмешательстве в экономику:
1) достижение устойчивого экономического роста;
2) поддержание определённого уровня занятости населения;
3) определённый уровень цен;
4) создание системы социальной защиты населения;
5) обеспечение равновесия во внешнеэкономической деятельности (соотношение экспорта и импорта).
Для реализации этих целей государству необходимо:
1) разработать и утвердить правовые основы экономики;
2) определить приоритеты макроэкономического развития;
3) реализация социальных программ, проведение регулирования всей экономической системы на основе регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос – это спрос фирм и населения на создаваемые товары и услуги.
Совокупное предложение – это национальный продукт.
Государство может осуществлять следующие виды воздействия на экономику:
1) государственные инвестиции финансовых ресурсов;
2) проведение амортизационной политики;
3) бюджетная политика;
4) налоговая политика;
5) государственное страхование;
6) установление финансовых льгот и санкций.
Инструменты государственного регулирования:
1) фискальная (налогово-бюджетная) политика;
2) денежно-кредитная (монетарная) политика;
3) политика регулирования доходов;
4) социальная политика;
5) внешнеэкономическое регулирование.
Фискальная политика – это политика, связанная с налогами и государственными расходами.
1. Ужесточение налоговой политики, приводящее к увеличению изымаемых у населения и фирм средств, что приводит к сокращению сбережений или к сокращению расходов на потребление или то и другое.
2. Ослабление налогового бремени или снижение налогов, которое приводит как к росту потребления, так и к росту сбережений. Таким образом, влияет на национальный продукт.
3. Изменение уровня государственных закупок.
Увеличение закупок приводит к увеличению роста национального продукта, так как увеличиваются доходы фирм от реализации товаров и услуг государством, растут доходы населения, занятого в государственном секторе, или растёт число занятых.
Денежно-кредитная или монетарная политика – это совокупность механизмов воздействия денежной массы, находящейся в обращении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5