Ø внешние (экономические условия хозяйствования, платёжеспособный спрос и уровень доходов населения, налоговая политика государства и др.)
Расчёт источников средств. Оцениваются показатели, отражающие степень охвата видов источников. Для характеристики финансовой устойчивости предприятия, прежде всего, определим размеры источников средств, имеющихся у предприятия, для формирования его запасов и затрат, на начало и конец отчётного (2001) года.
Наличие собственных оборотных средств (Е с) рассчитаем по формуле [20]:
Е с= IVп р.– I Ар (23)
где: IV рп – 4 раздел пассива баланса;
I Ар – 1 раздел актива баланса.
На начало отчётного периода Есн= и Еск =. ЕсΔ =
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат:
Е0 = ЕС + М= ЕС + VIп р. (24)
где: М – краткосрочные кредиты и займы.
То есть Е0н= и Е0к=. ЕоΔ =
Расчёт обеспеченности запасов и затрат средствами.
1) Изменение (+) или недостаток (–) собственных оборотных средств ( ± Ес) ± ЕС = ЕС – З (25)
где З – запасы (стр. 210 РА)
± ЕСн= ЕСн– Зн = = и ± ЕСк = ЕСк– Зк =
2) Излишек (+) или недостаток (–) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (± Е0)
± Е0 = Е0 – З (26)
± Е0н = и ± Е0к=
Из выше полученных результатов можно сделать вывод, что предприятие в начале и к концу отчётного периода не испытывало финансовых трудностей. Но к концу отчётного года общая величина основных источников формирования запасов и затрат увеличилась на тыс. руб., при незначительном росте собственных оборотных средств на тыс. руб.
Определение степени финансовой устойчивости. Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует 4 типа финансовой устойчивости:
Абсолютная: З < Ес + М
Нормальная: З = Ес + М – гарантируется платёжеспособность
Неустойчивое: З = Ес + М + И0 – нарушение платёжеспособности
Кризисное: З > Ес + М – предприятие находится на грани банкротства
где: И0– источники ослабляющие финансовую напряжённость (временно свободные денежные средства, привлечённые средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заёмные средства).
Определим степень финансовой ситуации на предприятии на начало и конец отчётного года по неравенству: З ? Ес + М. На начало периода получим неравенство На конец отчётного периода это неравенство приняло вид. То есть на начало отчётного периода наблюдался кризис, который к концу отчётного периода перешел к абсолютной финансовой устойчивости.
Для характеристики финансовой устойчивости также используется ряд финансовых показателей:
1) Коэффициент автономии:
Ка= К / Б ³ 0,5 (27)
где: К – капитал (IVпр); Б – валюта баланса.
Ка. н = К/ Б =, Ка. к =
За анализируемый период Ка существенно не изменился, доля собственных ресурсов изменилась в общем объёме средств предприятия. Она составила или
2) Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств:
Кз/с = (Vрп + VI рп) / IV рп £ 1 (28)
Показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счёт средств заёмных источников. Кз\c.н =; Кз\c.к=
За анализируемый период Кз\c изменился. Это значит, что доля заёмных источников в деятельности предприятия составила на начало и конец периода
3) Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
Ко = Кc / З £ 0,1 (29)
Коэффициент показывает наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Ко. н = (или 95%, Ко. к = (То есть предприятие за анализируемый период испытывало недостаток собственных средств.
4) Коэффициент маневренности:
Км = Ес / К = (IVрп – Iра) / IVрп ³ 0,5 (30)
Показывает, какая часть собственных средств вложена в более мобильные активы. Чем выше Км, тем больше у предприятия возможности маневрировать своими средствами.
Км. н = ; Км. к =
То есть у предприятия на начало анализируемого периода, было мало возможностей вкладывать свои средства в более мобильные (подвижные) операции, средства производства и др. И к концу года эта возможность уменьшилась.
5) Коэффициент постоянного актива:
Кп. а= Iра / IVрп (31)
Показывает долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств.
КМ + КП = 1. Кп.а. н= Кп.а. к=
6) Коэффициент финансирования:
Кф. = К / (Пд + М) = IVрп / Vрп + VIрп рп ³ 1 (32)
где: Пд - долгосрочные пассивы
Показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счёт собственных средств. Кф.н.= Кф. к = Финансовое положение предприятия за отчётный год не претерпело существенных изменений. Как в начале периода, так и в конце предприятие находится в устойчивом финансовом состоянии.
Платёжеспособность – это способность предприятия своевременно и полностью выполнить свои платёжные обязательства. Предприятие считается платёжеспособным, если:
Д ³ М + Н (33)
где: Д – денежные средства плюс краткосрочные финансовые вложения плюс активные расчёты;
М – краткосрочные кредиты и займы;
Н – кредиторская задолженность.На начало года:, на конец года:, то есть предприятие на начало анализируемого периода было не платежеспособно, на конец года ситуация не изменилось. Но отсутствие денежных средств не означает, что предприятие было или находится в неплатежеспособном состоянии. Средства могут поступить на счета и кассу предприятия в течение ближайшего срока, после проведения оценки.
Резервы роста прибыли - это -
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле [21]:
(3.1.)
где: резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;
Пi - плановая сумма прибыли на единицу i -й продукции;
PПki - количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО "" на 5% в следующем году.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО "".
Имеем:
PV =
П = V =
тыс.руб.
Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на тыс. руб.
Ø На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия, проведенного в предыдущем пункте данной главы, мы может сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:
Ø
Проблемы необходимо рассматривать комплексно, начиная от источников возникновения проблем и кончая подходами к их решению. Источником возникновения большинства проблем, с которыми сталкивались российские предприятия, являются глобальные и российские изменения. Эти изменения настолько фундаментальны, что предприятие оказывается не в силах на них воздействовать. Предприятию остается лишь понять требования рынка и адаптироваться к ним.
Стоящие перед предприятиями проблемы:
Проблема непосредственного выживания, или способности платить по своим счетам, большей частью возникает из-за невозможности продать произведенную предприятием продукцию. Решение этой проблемы: усиление системы продаж и продвижение продукции на рынок. Продвижение продукции на рынок состоит из работы с клиентами, гибкой ценовой политики, экономического стимулирования работы по привлечению покупателей.
При привлечении покупателей могут быть использованы две стратегии:
Первая стратегия позволяет экономить на трансакционных издержках по поиску и проверке надежности партнеров, в том числе на юридической проработке договоров, потерях от не исполнения партнерами своих обязательств. Вторая стратегия позволяет работать с партнерами, предлагающим лучшие условия. Без достаточного экономического стимулирования работы по привлечению партнеров работники предприятия будут наблюдать за этой проблемой как сторонние наблюдатели. Экономические права подразделений позволят им самостоятельно заняться поиском партнеров, что существенно снижает стоимость упущенных возможностей. Эффективное использование возможностей опирается на: горизонтальные организационные структуры, адаптацию к изменениям и поиск новых возможностей, конкуренцию качеством. Конкуренция качеством рассчитана на чувственных к качеству покупателей. Проблема повышения и совершенствования хозяйственной деятельности предприятия находит свое положение в проблеме социальной вовлеченности служащих. Социальная вовлеченность служащих позволяет: вовлечь сотрудников в процесс производства; решить часть проблем, возникающих вследствие производственного процесса; ускорить процесс аккумулирования опыта. Социальная вовлеченность служащих делает фирму более устойчивой во время кризиса.
По мере ужесточения конкуренции все большее значение приобретают различные премии, которыми обладает предприятие. Предприятие, выпускающее товары повышенных качества и надежности, может поднять цену и получать дополнительную надбавку за качество - премию. Предприятие, имеющее собственный источник дешевых ресурсов, имеет дополнительный доход вследствие их меньшей себестоимости.
Современное предприятие является сложной самоорганизующейся системой. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики предприятие должно предугадывать и следовать изменениям рыночной конъюнктуры. В настоящее время многие предприятия имеют клиентов, как в государственном, так и в коммерческом секторе. Ориентация на эффекты между выполнением госзаказа и удовлетворением коммерческого спроса позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества; меньшую себестоимость и лучшее качество продукции.
Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по совершенствованию финансовой деятельности ООО "", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования потребовали тщательного и системного (комплексного) подхода к анализу хозяйственной деятельности предприятия и необходимости разработки финансовой стратегии. Одной из целей финансовой стратегии предприятия является получение прибыли и рентабельной работы. Для того, чтобы добиться увеличения прибыли и справиться с этой проблемой необходимо пересмотреть затраты, подлежащие налогообложению, обратить внимание на резервы предприятия. Также необходимы меры по оптимизации использования имеющихся основных фондов, что позволит уменьшить себестоимость работ, а реализация неиспользованных основных средств снизит налог на имущество, также повлияет положительно на показатели прибыли предприятия.
Полный текст диплома с расчетами и приложением, Вы можете приобрести по тел. 8 (3832) 734-666 или ranger@online.sinor.ru
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, М, 1998.
2. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению. - М.: Бухгалтерский учет, 1997.
3. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995.
5. Балабанов И.Т. Риск - менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996.
6. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М.. Финансы предприятий, М, 1995.
7. З.Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996.
8. Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 1998.
9. Бухгалтерский учет. / Под ред. Безруких П.С. - М.: Бухгалтерский учет, 1995.
10. З.Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство "ПРИОР",2000.
11. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия, М:Финансы и статистика,1999.
12. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. / Под ред. Табалиной С.А. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1996.
14. Жминько С.И. Финансовый учет на предприятиях. - Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 1998.
15. Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ, 1998.
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
17. Крыньский Х.Э. Математика для экономистов. / Под ред. Барен-гольца М.И. - М.: Статистика, 1970.
18. Крейнин М.Н. Анализ хозяйственного состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ. - М.: 1994.
19. Налоги. / Под ред. Черника Д.Г. - М.: Финансы и статистика, 1999.
20. Павлова Л.П. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 1999.
21. Предпринимательское право. / Под ред. Клейн Н.И. - М.: Юридическая литература, 1999.
22. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации. -М.: ИНФРА-М, 1996.
23. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. - Минск: Высшая школа, 1998.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ИП "Экоперспектива", 1998.
25. Риполь-Сараюси Ф.Б. Финансовый и управленческий анализ. - М., 1999.
26. Справочник финансиста предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1996.
27. Раевский В.А.. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприяти, М, 1988 .
28. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 1995.
29. Стражев В.И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа, - Минск: Наука и техника, 1973.
30. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 1992.
31. Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. - М.: Прогресс, 1992.
32. Урезов В.А., Александрова В.Ф., Зверев С.М. Справочник руководителя (менеджера) предприятий. - М.: Ленпромбытиздат, 1992.
33. Финансовый менеджмент. / Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 1993.
34. Финансы. / Под ред. Ковалевой A.M. - М.: Финансы и статистика, 1996.
35. Финансы. / Под ред. Дробозиной Л.А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
36. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1996.
37. Швандер В.А., Горфинкель В.Я. Экономика предприятия, М:“ЮНИТИ”, 1998.
38. Экономическая теория /Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. -СПб.: изд. СПбГУЭФ, изд. "Питер Паблишинг", 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7