Рефераты. Финансовый анализ предприятия

Такие результаты факторного анализа показывают, что руководство предприятия уделяет большое влияние структуре выпускаемой продук­ции, а именно, стремится увеличить удельный вес более доходной про­дукции. Так, сухие смеси оказались более рентабельными, чем лакокрасочная продукция.

Здесь также следует отметить, что влияние роста цен реализации продукции и увеличения объема выпускаемой продукции незначительно перекрывает отрицательное влияние увеличения себестоимо­сти продукции.


2.4. Анализ  рентабельности деятельности ООО  ""


Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д.). Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) из­держки производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его час­тей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой при­были, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемости из­держек) исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сум­ме затрат по реализованной или произведенной продукции [21]:

 или               (16)

где    Rз - рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат);

П рп - валовая прибыль  от реализации продукции;

ЧП - чистая  прибыль;

И - сумма затрат.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта отно­ситься к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реа­лизации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выруч­ки.


              (17)

Характеризует доходность реализации с рубля продаж.

 где    Rп - рентабельность продаж;

Прп - прибыль  от реализации  продукции;

В - выручка от реализации.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного ка­питала или отдельных его слагаемых; собственного, заемного, основно­го, оборотного и т.д.

При расчете рентабельности капитала необходимо брать среднюю величину капитала за отчетный период, однако в условиях инфляции бо­лее реальные оценки можно получить, используя моментальные значе­ния данных показателей.

Для проведения анализа рентабельности деятельности ООО "" необходимы данные, представленные в таблице 6.

Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял  тыс. руб., а на конец года -  тыс. руб. Сред­няя сумма капитала, используемая в формуле рентабельности соста­вит:


Однако в условиях инфляции более реальные оценки можно полу­чить, используя моментные значения показателей капитала. По этой при­чине, мы использовали одномоментное значение капитала за 2000 г. - на конец года.

 

Таблица 6

Исходные данные для анализа рентабельности деятельности предприятия

Показатель


2000г. тыс. руб.


2001 г., тыс. руб.



 

 

 

 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

      (18)

где    Rп-рентабельность  продаж;

Прп- прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции.

В  анализируемом периоде (2001 г.):

 

В  предшествующем периоде (2000г.):

 

Таким образом, если в 2000 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получило прибыли то в 2001 году этот показатель стал в  раза меньше и составил

2) Рентабельность   производственной   деятельности   (окупаемость издержек) [13]:

    (19)

где    И - затраты на производство и сбыт продукции.

В 2001 г.

 В 2000г.

Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2001 году принес предприятия прибыли 14,85 коп., это в 0,1раза больше, чем в предшествующем 2000 году.

3) рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (Rк) [8]

      (20)

где    ЧП    - чистая прибыль;

В(ср)   - итог баланса (средний).

В 2001 г.

 В 2000г.


В 2001 году чистая прибыль предприятия составила 43,73 % от сред­негодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2000 г. доля чистой прибыли составила 43,73 % от суммы всего капитала на конец года.

4) Рентабельность внеоборотных активов (Rp) [13]:

        (21)

где    F(ср)   - средняя стоимость внеоборотных активов.

В 2001 г.

 В 2000 г.

 На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 71,04 коп. чистой прибыли, что в 3,03 раза больше, чем в предшествую­щем году.

5) Рентабельность собственного капитала (Rск) [8]:

                       (22)

где    СК- собственный капитал предприятия.

В 2001 г.

В 2000г.

Эффективность использования собственных средств предприятия в 2000 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 5,69 раза.

Таблица 7

Показатели рентабельности деятельности ООО  ""

Показатель

2000 г., %

2001 г., %



 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

2.5.   Анализ  распределения и  использования  прибыли предприятия

-

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хо­зяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются фи­нансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйст­венных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономи­ки государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив фи­нансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюд­жет и других обязательных платежей и отчислений.

-

Основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, явля­ются [27]:

1) Оценочная. Она дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия.

2) Распределительная. Ее сущность заключается в том, что прибыль пред­приятия является инструментом распределения доходов.

3) Стимулирующая. Ее сущность заключается в том, что прибыль исполь­зуется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

Сумма прибыли не показывает уровень эффективности работы предпри­ятия, поэтому используют ее относительный показатель, который выражается в процентах и называется рентабельностью. Если прибыль выражается в абсо­лютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивно­сти производства. Он отражает уровень прибыльности относительно опреде­ленной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реали­зацию, но и для образования прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.