|
|
|
|
|
|
По сравнению с предшествующим годом темп прироста балансовой прибыли составил %, т.е.
Темп прироста 2001 г. =
Однако значительное влияние здесь оказали инфляционные процессы, т.к. в сопоставимых ценах (в ценах базового - 2000 года) темп прироста составил –%, т.е.
Темп прироста 2000 г.
Наибольшую долю в структуре балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции - %.
Удельный вес прибыли от прочей реализации составил %.
Удельный вес вне реализационных результатов составил лишь % балансовой прибыли.
Это является отражением того, что предприятие занимается не только основным видом деятельности - производством и реализацией лакокрасочной продукции.
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции
Основную часть прибыли предприятие ООО "" получает за счет реализации товарной продукции. План по сумме прибыли от реализации товарной продукции за 2001 г. перевыполнен на , т.е. на
По сравнению с предшествующим годом сумма прибыли возросла на
Прибыль от реализации товарной продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня средне реализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.
Здесь следует отметить, что анализ результатов деятельности предприятия мы проводим за 2000 и 2001 годы. Цены на продукцию значительно возросли в результате инфляции. Индекс цен на продукцию в 2000 году составил (данный индекс рассчитан бухгалтером рассматриваемого нами предприятия). Имело место увеличение себестоимости условной единицы продукции в 1 раза за счет инфляции. По нашему мнению, факторный анализ, показывающий за счет каких факторов и на сколько изменилась сумма прибыли в 2001 г. по сравнению с 2000 г. представляет несомненный интерес.
Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции, тыс. руб.
Показатель
2000 г.
Условный показатель, рассчитанный в ценах 2000 г. на объем 2001 г.
2001 г.
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, но при ценах и себестоимости базового (предшествующего) года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции DП(v,стр);
DП(v,стр) =
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли
базового года на процент прироста объема реализации в оценке по
себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат
разделим на 100 [21].
Прирост объема реализации составил: (DП(v));
Влияние объема продаж на сумму прибыли;
DП(v) =
Определим влияние структурного фактора (DП(стр.));
DП(стр.) = DП(v,стр.) - DП(v) (11)
DП(стр.)=
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли П(с) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:
DП (с)=
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию (П) устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:
DП (ц)=
Общее изменение суммы прибыли:
DП (с)= П2001 – П2000 =
в том числе за счет изменения:
1) объема продаж DП (v)=
2) структуры товарной продукции DП (стр.)=
3) полной себестоимости DП (с)=
4) цен реализации DП (ц)=
Баланс факторов:
Далее проведем факторный анализ изменения суммы прибыли по сравнению с планом (таблица 4.) [20].
Данный анализ также проведем способом ценных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической. Алгоритм расчета представлен в таблице 5. [21, 20]
Таблица 4
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции, тыс. руб.
Показатель
План
План, пересчитанный
на фактический объем продаж
Факт
Таблица 5
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель
Условия расчета
Алгоритм расчета
Объем реализации
Структура товарной продукции
Цена
Себестоимость
План
План
План
План
План
Впл - Спл
Усл1
Факт
План
План
План
Ппл * Крп
Усл2
Факт
Факт
План
План
Вусл - Сусл
УслЗ
Факт
Факт
Факт
План
Вф - Сусл
Факт
Факт
Факт
Факт
Факт
Вф - Сф
где Впл, Вф, Вусл - выручка от реализации без НДС, соответственно, плановая, фактическая и условная;
Спл, Сф , Сусл - себестоимость;
П - прибыль;
Крп - процент выполнения плана по количеству реализованной продукции.
1) Ппл =
2) Найдем сумму прибыли при фактическом объеме остальных факторов. Для этого рассчитаем процент выполнения плана по реализации продукции (Крп) и скорректируем плановую сумму прибыли на этот процент;
Крп=
3) Пусл1=
4) Пусл2 =
5) Пусл3 =
6) Пф =
Изменение суммы прибыли за счет:
Ø объема реализации продукции:
DП(V) = Пусл1- Ппл= (12)
Ø структуры товарной продукции:
D П(стр) = Пусл2- Пусл1= (13)
Ø средних цен реализации:
D П(ц) = Пусл3 - Пусл2= (14)
Ø себестоимости реализованной продукции:
DП(с) = Пф-Пусл3 = (15)
Баланс факторов:
D П =
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен за счет изменения структуры продукции (на руб.), также увеличение объема реализации продукции способствовало увеличению суммы прибыли на тыс. руб. Рост цен реализации повлек за собой понижение суммы прибыли на тыс. руб.
Положительное влияние на изменение суммы прибыли оказало увеличение полной себестоимости продукции, за счет этого фактора прибыль увеличилась на тыс. руб,
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.