Рефераты. Финансовые рынки и институты

Наибольшее распространение в России получили чековые инвести­ционные фонды (ЧИФы), которые были призваны аккумулировать приватизационные чеки (ваучеры) физических и юридических лиц путем обмена своих акций на ваучеры для последующего приобрете­ния за них акций приватизированных предприятий. В 1992—1994 гг. было создано более 600 ЧИФов, которые аккумулировали более тре­ти всех приватизационных чеков населения страны. С формальной точки зрения ЧИФы успешно справились с поставленной перед ними задачей. Многие из них стали обладателями крупных пакетов акций приватизированных предприятий, превратились в солидные финансо­вые компании.

Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным ас­пектам процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы одновременно были защищены и инте­ресы владельцев ваучеров, ставших акционерами ЧИФов. К сожале­нию, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми вытекающими от­сюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. ряд ЧИФов выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем вы­платы практически прекратились.

Определенные надежды с созданием механизма защиты интересов акционеров ЧИФов связывались с преобразованием их в паевые ин­вестиционные фонды (ПИФы), представляющие собой имуществен­ные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компа­нии. Правовой статус ПИФов был определен Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повы­шению эффективности инвестиционной политики Российской Феде­рации. Паевые инвестиционные фонды в России могут, быть образованы:

• путем регистрации проспекта эмиссии инвестиционных паев управляющей компанией и размещения инвестиционных паев среди инвесторов;

• по решению общего собрания акционеров при ликвидации ЧИФа, имущество которого передается в доверительное управление управляющей компании;

• при реорганизации коммерческих организаций (с согласия ФКЦБ), которые привлекали денежные средства физических и юри­дических лиц.

Первые ПИФы появились в конце 1996 г. и были ориентированы на работу с государственными ценными бумагами. Основными инве­сторами выступали прежде всего учредители управляющих компа­ний; мелкие инвесторы не проявили к ПИФам большого интереса.

В дальнейшем ряд ПИФов начал активно работать с корпоративны­ми ценными бумагами. Причем к концу 1997 г. четыре из пятнадца­ти действовавших ПИФов в основном были ориентированы на рабо­ту с корпоративными ценными бумагами. Именно в эти фонды на­блюдался приток инвестиций со стороны мелких инвесторов, что позволило данной группе ПИФов существенно укрепить свои пози­ции.

ПИФы занимают скромное место на рынке ценных бумаг. Их со­вокупные активы на конец 1997 г. немного превышали 200 млн. де­номинированных рублей[8]. Тем не менее, анализируя перспективы развития различных институтов на фондовом рынке, представляется, что у ПИФов они наиболее оптимистичные. Это предопределяется прежде всего их открытостью, прозрачностью, равностью имущест­венных прав инвесторов и возможностями получения денежных средств за принадлежащие им инвестиционные паи.

На рынке страховых полисов и пенсионных счетов основными видами деятельности являются страхование и пенсионное обеспече­ние. Соответственно основными институтами данного рынка высту­пают страховые компании, перестраховочные общества, общества взаимного страхования и негосударственные пенсионные фонды.

Страховые компании в России могут самостоятельно выбирать организационно-правовую форму. Законодательных ограничений в этом вопросе нет. Однако существуют жесткие требования к размеру уставного капитала. Новая редакция Федерального закона от 20 но­ября 1999 г. № 204-ФЗ «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации» устанавливает минимальные размеры уставного ка­питала:

• для компаний, не осуществляющих страхование жизни — 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

• для компаний, осуществляющих страхование жизни — 35 тыс. МРОТ;

• для перестраховочных организаций — 50 тыс. МРОТ. Повышение минимального уровня уставного капитала не повлек­ло за собой существенного уменьшения числа страховых организа­ций. Если на конец 1998 г. число учтенных страховых организаций составляло 1493, то на конец 1999 г.— 1318[9].

Перспективы развития страхового рынка в России связаны не только с выходом страны из социально-экономического кризиса, но и с решением вопросов собственно страхования. Это касается и проблем научно-методического обеспечения страховой деятельно­сти, создания стабильного, разветвленного, грамотного законода­тельства и т. п. Наряду с ограниченностью финансовых возможно­стей российских страхователей эти факторы, безусловно, сдерживают развитие страхового рынка как в части роста страховых поступлений и уровня выплат, так и в части роста страхования видов рисков (российскими страховщиками страхуется около 60 различных видов рисков; в европейских странах — до 500, в США - около 3000).

На российском страховом рынке действуют перестраховочные об­щества. Финансовые возможности перестраховочных обществ значи­тельно уступают страховым компаниям, поэтому последние предпо­читают страховать риски друг у друга. Финансовый обвал, неизбеж­ное укрупнение страховых компаний могут внести существенные изменения в перестраховочную политику, а именно переориентацию страховщиков на иностранные перестраховочные организации. Рос­сийским перестраховочным компаниям сегодня удержаться на этом рынке крайне сложно.

Наряду со страховыми компаниями на рынке страховых полисов и пенсионных счетов в России присутствуют и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), предоставляющие дополнительное пен­сионное обеспечение за счет взносов работодателей и работающего населения. Порядок создания и функционирования НПФ до издания Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударствен­ных пенсионных фондах» регулировался одноименным Указом Пре­зидента РФ от 16 сентября 1992 г. В то же время большинство фон­дов получили лицензию лишь в 1996 г[10].

Согласно классическим подходам выделяют несколько категорий НПФ, Фонды делятся на открытые, участником которых может стать любой гражданин, и закрытые. Последние, в свою очередь, подразделяются на: корпоративные, отраслевые, региональные, про­фессиональные.

В настоящее время в России большинство составляют закрытые корпоративные НПФ. Перспективы развития НПФ во многом связа­ны с особенностями предстоящей пенсионной реформы. Однако без включения новых механизмов пенсионного обеспечения — страховых и накопительных — представить будущую пенсионную систему невоз­можно. Уверенность в развитии этого рынка услуг придает и тот факт, что многие крупнейшие компании, банковские структуры уже «обзавелись» собственными пенсионными фондами.

В заключение еще раз подчеркнем, что без развития институтов финансового рынка в России невозможно создание эффективной ры­ночной экономики. В то же время следует четко представлять, что прежняя политика развития этих институтов, зачастую игнорировав­шая интересы субъектов реального сектора экономики и населения, неизбежно ведет к краху как самих институтов, так и финансовой системы в целом.

Заключение.


Финансовый рынок включает денежный рынок и рынок капиталов. Гигантский объем и многообразие капитала превращают куплю-продажу в нелегкое дело. Сама купля продажа регулируется огромным количеством правил и ограничений. К тому же различные виды капитала реализуются на различных рынках, все они входят в понятие финансовый рынок (рынок ссудных капиталов). Формирование рынка сложный и многоэтапный процесс, на всем его  протяжение сложилась определенная структура финансового рынка. Данная структура определяет классификацию финансовых рынков. Каждый рынок отвечает за свою сферу экономических отношений (купля-продажа золота, валюты). Правила функционирования рынков, и контроль за ними осуществляет, как правило, государство, проводив денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость формирования такой структуры финансовых инструментов, которая обеспечивает переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных заемщиков, повышение эффективности притока свободных ресурсов и их вложения в продуманные экономические проекты. В условиях, когда снижение конкурентоспособности государственных ценных бумаг создает реальные возможности для развития других финансовых инструментов, формируются предпосылки для выхода на российский финансовый рынок корпоративных эмитентов. Произошла также переоценка роли финансового рынка. Он уже не рассматривается в качестве локомотива дальнейшего развития экономики в целом.

Международный финансовый кризис, начавшийся в 1997 году, наглядно продемонстрировал, что методы регулирования финансового рынка перестают соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых рынков. Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности национальных рынков и опасность распространения ее на другие рынки.  Практически полная отмена ограничений на перемещение капитала в 70-х гг. в развитых странах привела к тому, что рынок ценных бумаг стал в полном смысле глобальным. В обращении появились международные ценные бумаги, которые стали главным  объектом сделок на мировом фондовом рынке. Активная глобализация – одна из особенностей послевоенного развития финансовых рынков стран мира. Иными словами, финансовая глобализация – это более высокая стадия деятельности финансовых рынков во всех формах с целью обеспечения потребностей развития валютно-финансовых отношений, она означает их универсализацию.



Список использованной литературы

1.     Экономика: Учебник./Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.

2.     Финансы. Учебник./Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.З. Захаров, 2001.

3.     Журнал «Эксперт»  подшивка номеров за 1998, 1999, 2000 гг.

4.     Российский статистический еженедельник. 2000 г.

5.     Газета «Экономика и жизнь» № 45,  2000 г.


[1] Эксперт. 1998. № 11. С. 23.

[2] Там же. С. 24

[3] Эксперт С. 19.

[4] Эксперт. 1998. № 11. С. 22.

[5] Российский статистический ежегодник, 2000. С. 513.

[6] Эксперт. 1998. № 23. С. 12.


[7] Эксперт. 1998. № 26. С. 25.

[8] Эксперт. 1998. №7. С. 27.

[9] Российский статистический ежегодник, 2000. С. 514.

     [10] Положение о лицензировании деятельности НПФ было утверждено Прави­тельством РФ лишь 7 августа 1995 г


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.