Рефераты. Финансовые рынки и институты

Кредитные организации в сфере потребительского кредита в Рос­сии не получили должного развития. Среди причин — слабая правовая защищенность ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы. Зарегистрированные кредитные союзы действуют на основании Зако­на РФ от 19 июня 1992 г. №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», который регламентирует порядок функционирования кооперативных структур в иных сферах народного хозяйства.

Рынок ценных бумаг во всех странах является одним из наибо­лее регулируемых рынков, что обусловлено необходимостью обеспе­чения безопасности его участников, высокими финансовыми риска­ми, масштабностью операций. Такое регулирование осуществляется государственными органами и саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России орга­ном государственного регулирования выступает Федеральная комис­сия по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ). Посредниче­ская деятельность, в том числе и финансовая, на рынке ценных бу­маг в России регламентируется Законом РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В зависимости от вида деятельности посреднические функции выполняют различные институты. Наиболее распространенное их на­звание — «инвестиционные институты». В России в начале 90-х го­дов юридические лица, осуществлявшие свою деятельность с ценны­ми бумагами как исключительную, также назывались инвестицион­ными институтами. Они выполняли функции финансового брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвести­ционного фонда. В качестве инвестиционных институтов могли так­же выступать и банки, а в качестве инвестиционного консультан­та — физические лица.

В Законе РФ «О рынке ценных бумаг» вместо понятия «инве­стиционный институт» используется более широкое понятие «про­фессиональный участник рынка ценных бумаг». К ним относятся: брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозита­рии, регистраторы, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Традиционно организацией торговли на рынке ценных бумаг за­нимаются фондовые биржи. По российскому законодательству фон­довая биржа создается в форме некоммерческого партнерства и осу­ществляет свою деятельность на основе лицензии по операциям с ценными бумагами с фиксированным доходом (долговые обязатель­ства государства и предприятий), а также с долевыми ценными бу­магами (акции акционерных обществ). Ценные бумаги, обращающие­ся на фондовых биржах, зачастую называются фондовыми ценностя­ми. Биржа организует торговлю только между членами биржи, которыми могут быть исключительно профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления, выхода и исключения из членов биржи регламентируется ее внутренними документами.

Лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рын­ку ценных бумаг в соответствии с Временным положением о требо­ваниях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временным положением о лицензировании видов деятель­ности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В частности, функции ведущей российской фондовой биржи, спе­циализировавшейся на торговле государственными ценными бумага­ми, выполняла Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). На площадке ММВБ проводились аукционы (первичное размещение) и вторичные торги по ГКО и ОФЗ. Обращение ГКО — ОФЗ осуще­ствлялось через межрегиональную систему торгов — организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ), который объединяет региональные тор­говые центры в ряде городов: Москве, Новосибирске, Санкт-Петер­бурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новго­роде и др.

Биржевые сделки с ценными бумагами подразделяются на кассовые (расчет по ним осуществляется немед­ленно или в ближайшие дни) и срочные (исполнение сделок осуще­ствляется в срок, устанавливаемый в будущем). Срочные сделки яв­ляются наиболее рисковыми. Это обстоятельство предопределяет особые требования к организаторам торговли (биржам), которым чредоставляется лицензия на этот вид деятельности, прежде всего в части страхования рисков, а точнее — управления рисками.

До июня 1998 г. организатором торговли на срочном рынке явля­лась Российская биржа (РБ), на которой еще в мае было заключено сделок более чем на 4,3 млрд долл[6]. 1 июня 1998 г. РБ остановила торги по всем контрактам в связи с тем, что ряд проигравших тор­говцев, подконтрольных руководству биржи, не смогли выполнить своих обязательств, так как торговали без реальных залогов, а лими­ты на торговлю им открывались на основании устного распоряжения президента Биржи. Средств же общегарантийного и страхового фон­дов РБ не хватило для обеспечения обязательств. Новым организа­тором торговли на срочном рынке стала Московская фондовая бир­жа (МФБ), которая выделила собственные средства для частичного погашения долгов РБ.

Следует отметить, что подобные ситуации с крахом бирж проис­ходили в России и ранее. Причины случившегося связаны с тем, что существующая законодательная база срочного рынка не обеспечивает возможности контроля за торговым процессом на бирже. Системы расчетов по сделкам с ценными бумагами, порядок страхования рис­ков позволяют менеджерам бирж пользоваться своим положением в корыстных целях. Использование же инсайдерской информации ме­неджерами бирж фактически остается ненаказуемым.

Наряду с биржевым рынком существует внебиржевой рынок цен­ных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги, не имеющие лис­тинга на фондовых биржах (его часто называют вторым рынком); либо торговля ценными бумагами, имеющими листинг на биржах, осуществляется не членами бирж (третий рынок); либо сделки с ценными бумагами совершают через компьютерные сети, минуя по­средников (четвертый рынок).

Требования к организационно-правовой форме организаторов вне­биржевой торговли в России не установлены. Существуют требования к числу участников торговли (не менее 20 участников) в системе ор­ганизатора внебиржевой торговли и к собственному капиталу.

Организатор внебиржевой торговли самостоятельно устанавлива­ет правила торговли, порядок проведения торговых сессий, заключе­ние и исполнение сделок и т. п.

Для осуществления процедур купли-продажи ценных бумаг во внебиржевой торговле используются Торговые системы, представляю­щие собой совокупность вычислительных, телекоммуникационных, программных средств, баз данных, обеспечивающих возможность ра­боты с информацией для заключения и исполнения договоров.

В России наиболее развитой торговой системой является Россий­ская торговая система (РТС), начавшая свою деятельность в январе 1995 г. как Московская торговая система, которая обслуживала 16 компаний — учредителей Профессиональной ассоциации участников фондового рынка; в дальнейшем она была преобразована в На­циональную ассоциацию участников фондового рынка (НАУФОР).

Все участники РТС подписывают типовое соглашение, преду­сматривающее стандартные условия расчетов между контрагентами. При заключении сделок последние обмениваются только приложе­ниями к данному соглашению, содержащему только существенные условия сделки. После заключения сделки в течение 10 минут контрагенты обязаны ввести в систему отчет, который является ос­нованием для расчетно-клиринговой организации по перерегистра­ции ценных бумаг и осуществления денежных расчетов. Отчет также является основанием для рассмотрения претензий сторон в Третей­ском суде НАУФОР в случае срыва сделки его участниками.

На российском рынке акций преобладали иностранные инвесто­ры. Торговля российскими акциями оказалась сосредоточенной в ру­ках иностранных инвесторов. Основные операторы рынка находи­лись за рубежом. По оценкам специалистов[7], ежемесячный оборот на РТС, составлявший в июле 1998 г. свыше 500 млн долл., в общем обороте российских ценных бумаг не превышал 10%. Остальные 90% оборота приходились на внебиржевой телефонный рынок США и Европы (over-the-counter market, OTC).

На рынке ценных бумаг особое место занимают инвестиционные институты — инвестиционные банки, инвестиционные компании, ин­вестиционные фонды. Деятельность инвестиционных банков прежде всего связана с выполнением эмиссионно-учредительских и посред­нических функций. В российском законодательстве четкого опреде­ления понятия «инвестиционный банк» нет. Многие российские коммерческие банки выполняют эмиссионно-посреднические функ­ции. Одновременно банки, зарегистрированные как инвестиционные, имеют лицензии на выполнение широкого круга операций коммерче­ских банков. Тем не менее можно выделить основные виды деятель­ности российских инвестиционных банков. К ним прежде всего сле­дует отнести: (1) выполнение функций брокеров, дилеров, депозита­риев; (2) организацию расчетов по операциям с ценными бумагами; (3) формирование эмиссионных портфелей; (4) формирование инди­видуальных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов;(5) консалтинговые услуги по вопросам инвестирования; поиски ин­весторов и объектов инвестирования.

Функции инвестиционного банка в России наиболее полно выпол­няет ЦБ РФ. Он выступает в качестве дилера, приобретая государст­венные ценные бумаги за собственные средства; в качестве брокера работает по поручению правительства и обеспечивает функционирова­ние вторичного рынка государственных ценных бумаг; он выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра, являясь специализированной организацией по учету, хранению и расчетам по операциям с государственными ценными бумагами. Банк России вы­полняет операции по обслуживанию государственного долга; органи­зует сбор и анализ информации о рынке ценных бумаг, выполняет другие функции, характерные для инвестиционных банков.

Инвестиционные компании в России появились в 1992 г. Они за­нимались организацией выпуска ценных бумаг и их размещением, торговлей ценными бумагами других эмитентов, выполняли брокер­ские функции, консалтинговые услуги по вопросам инвестирования и т. п. Деятельность многих из них изначально строилась на создании финансовых пирамид. Финансовые пирамиды МММ, Русский дом «Селенга» и другие вошли в отечественную историю финансовых афер. Доверие в России к инвестиционным компаниям оказалось по­дорванным, и многие из них перерегистрировались в иные структуры.

Особое место на рынке ценных бумаг занимают инвестиционные фонды. Правовая основа функционирования инвестиционных фондов была определена в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг». Инвестици­онным фондом признается любое открытое акционерное общество, которое одновременно: (1) привлекает средства за счет эмиссии соб­ственных акций; (2) ведет торговлю ценными бумагами; (3) владеет инвестиционными бумагами, стоимость которых должна составлять 30 и более процентов от стоимости его активов в течение более че­тырех месяцев суммарно в пределах одного календарного года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.