Рефераты. Финансовые рынки и институты

ЦБ РФ, как и центральные банки во всех странах, занимает при­оритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всего регламентируется Фе­деральным законом от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

Решение этой крайне сложной задачи требует предоставления Бан­ку России особых полномочий не только в области денежно-кредитной политики, но и в других сферах государственного регулирования эко­номики страны. Однако таких полномочий Банк России не имеет. По­этому в данных условиях решение задачи по обеспечению Центробан­ком России устойчивости национальной валюты крайне затруднено.

Задача обеспече­ния стабильного экономического роста была поставлена в число приоритетных задач в России лишь в 2000 г. До этого времени, по существу, решалась другая задача — создание условий для накопле­ния крупного частного капитала. Соответственно на это была нацелена и денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в части регу­лирования денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосроч­ных процентных ставок, методов укрупнения банковского капитала.

Центральный банк России подотчетен Государственной Думе РФ. Председатель Банка России и члены Совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Ду­мой. Основные направления денежно-кредитной политики разраба­тываются Банком России во взаимодействии с Правительством Рос­сии и ежегодно направляются в Государственную Думу для оконча­тельного согласования и принятия.

Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основны­ми инструментами и методами такого регулирования выступают:

·     процентная политика, т. е. установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций, что во многом предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты;

·     установление нормативов обязательных резервов кредитных ор­ганизаций, депонируемых в Банке России;

·     купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;

·     организация кредитования коммерческих банков, в том числе с помощью учета и переучета векселей;

·     осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле»;

·     установление ориентиров роста показателей денежной массы.

Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и от­зывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществ­ляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. В случаях выявления нарушения он вправе применять установленные законом санкции вплоть до назначения временной администрации. Банк России может осуществлять все виды банковских операций.

Часть прибыли Банка России поступает в доход федерального бюджета. Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров банка. Банк России без взимания комиссионного возна­граждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и бюд­жетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и опера­ции с золотовалютными резервами.

Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятель­ного государства. В становлении системы коммерческих банков мож­но выделить шесть этапов.

На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстрой­банк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.

Второй этап (1994 г. — середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского ка­питала в этот период достигла наименьшего значения.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфля­ция, что позволяло банкам получать значительные прибыли без ре­ального развития квалифицированного управления. Для банков этого периода было характерно инфляционное основание расширенного вос­производства капитала.

Банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенси­ровали инфляции.

Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфля­ции привели к банкротству большого числа мелких и средних бан­ков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала. Наступил третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавший­ся чередой кризисных явлений.

На 1 января 1997 г. совокупные активы 100 крупнейших коммер­ческих банков России составляли 433 946,4 млрд. руб. При этом на долю Сберегательного банка приходилось 38,87%, первых пяти бан­ков—51,8%, первых 20 банков—77,3% совокупных активов 100 крупнейших коммерческих банков [Сажин, Смирнова, с. 270]. Для данного периода характерно снижение доли валютных обяза­тельств по сравнению с предыдущим этапом (с 20 до 10—12%), сни­жение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государст­венных обязательств с 3—5 до 20%. Это было связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело целью осуществить безынфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Важно отметить следующее. Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюд­жетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государст­венных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций феде­рального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ). Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показате­лей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уров­ня 1995 г.[1]

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по ав­густ 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к абсолютному и относитель­ному сокращению кредитной активности. За девять месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет кредитова­ния от конечных заемщиков 37 % своих доходов, региональные ком­мерческие банки — 48 %[2].

Этот период связан и с процессом активного встраивания в бан­ковский сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрест­ного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, свя­занная со структуризацией банковского бизнеса путем создания ре­гиональных банков развития, различных альянсов местных коммер­ческих банков с целью защиты экономических, политических и элек­торальных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.

Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банков­ской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кри­зисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по сво­им финансовым обязательствам по ГКО — ОФЗ наиболее разруши­тельно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющим­ся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% сум­марного уставного фонда российских банков и около четверти док-ризисного объема их совокупного уставного капитала[3].

Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систе­му. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО — ОФЗ, неизбежность поглощения которых не вызывала со­мнений у руководства Центрального банка[4]. Банковский кризис, быст­ро трансформировавшийся в валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому кризису общества. По мнению многих ведущих специалистов мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным кризисом банков­ской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструк­туризации, санации проблемных банков.

С середины 1999 г. банковская система России пере­шла к новому, шестому этапу, который характеризуется законода­тельным обеспечением реструктуризации банков и их внешней за­долженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков. Так, если сум­марный зарегистрированный уставный капитал действующих кредит­ных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд. руб., то на начало 2000 г. он уже достиг 111,1 млрд. руб.[5]

Среди небанковских кредитных организаций в России наиболь­шее распространение получили расчетные центры (палаты), главная функция которых заключается в проведении расчетов между участ­никами отдельных сегментов финансового рынка. Свою деятельность они осуществляют на основании выдаваемых после государственной регистрации лицензий ЦБ РФ. Небанковские кредитные организа­ции не имеют права на привлечение вкладов средств физических лиц; круг разрешенных банковских операций для них ограничен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.