Рефераты. Финансовое планирование. Курс лекций для вечернего отделения специальности ФПУ Пермского государстве...

1.      Определение бизнес-плана (БП). Цели, структура.

2.      Методика разработки резюме. Планов производства и маркетинга.

3.      Методика разработки финансовой части БП.

1.      Бизнес-план(БП) – это документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Закона его разработки нет. Он не входит в состав учредительного пакета документов.

Цели бизнес-плана:

1)      Реализация отдельных коммерческих операций.

2)      Осуществление инвестиционных проектов.

3)      Эмиссия ценных бумаг.

4)      Определение перспектив развития фирмы.

5)      Проведение реорганизационных мероприятий.

6)      Финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

Типы БП:

1.      Полный БП коммерческой идеи или инвестиционного проекта.

2.      Концепт БП  коммерческой идеи или инвестиционного проекта.

3.      БП компании. Готовится для совета директоров или акционеров.

4.      БП структурного подразделения.

5.      БП – заявка на кредит.

6.      БП – заявка на «гранд».

7.      БП развития региона.

БП  должен быть достаточно подробным и обычно состоит из 4 частей:

1.      Резюме – краткий обзор бизнес-плана (БП). Предел – 3-4 стр. Главная задача – заинтересовать, заразить собственной уверенностью и внушить симпатию к автору. Резюме составляется в последнюю очередь, когда БП уже составлен.

2.      Описание бизнеса. Подразделы (главы):

1)      Основные виды деятельности и характер компании. Формулируется миссия фирмы, глобальное значение фирмы как таковое.

2)      Основные стратегические ориентации фирмы.

3)      Набор (не более 4-6) общефирменных целей, т.е. за счет чего достигаются стратегические цели. Имеет место идеология SMART (Specific- конкретные цели, Measurable-поддающиеся оценке, Agreed upon-актуальные,Realistic-реалистичные,Trackable-отслеживаемые)

Здесь рассматриваются условия работы фирмы: циклы деловой активности фирмы; возможные изменения конъюнктуры рынка; наличие квалифицированной рабочей силы; источники материальных и финансовых ресурсов; взаимодействие с государственными,общественными организациями, банками.

3.      Финансовая информация. Описание товара. Задача – убедить потенциального инвестора в своей способности произвести качественный продукт. Это надо сделать с позиции покупателя. Обязательно указывается возможность совершенствования данного вида продукции. Описываются причины, препятствующие вторжению конкурентов на рынок. Перечисляются и поясняются все особенности, придающие товару особую дополнительную ценность. Полезно представить список экспертов или потребителей, знакомых с товаром и могущих дать благоприятный отзыв о нем. Рассматривается максимальное обеспечение сервиса в течение жизни проданного продукта. Завершает подраздел описание возможных ключевых факторов успеха.

4.      Оценка рынков сбыта и остальных конкурентов. Дается четкое определение своего рынка и описание всех его элементов. Указывается стадия развития рынка, исторические и экономические причины существования, территориальное размещение рынка, ограничения рынка (экономические, правовые, этнические и т.д.). Проводится сегментация рынка, определяются размеры, емкость рынка по продукции предприятия. Перечисляются заказы на продукцию. Определяются  сроки утверждения продукции на рынке. Обосновываются возможности дальнейшего расширения рынка. Целесообразно приготовить 3 сценария поведения товара на рынке – оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Проводится реалистическая оценка сильных и слабых сторон конкурирующих товаров и называются выпускающие их фирмы. Определяются источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравниваются конкурирующие товары по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантиям и другим признакам.

5.      Правовые аспекты. Обосновывается организационная структура предприятия.

6.      Производственный план. Главная задача этого подраздела – доказать инвесторам, что экономический план предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом (БП). Структура подраздела:

1)      Производственная программа предприятия.

2)      Схема технологического процесса.

3)      Потребность в основных фондах.

4)      План производства.

5)      Потребность в персонале и заработной плате.

6)      Калькуляция себестоимости.

Объем производства показывается по номенклатуре изделий. Производство разбивается в номенклатурном разрезе: 1 год – по кварталам, 2 год – по полугодиям, а последующие годы показываются целиком (без разбивки). Объем реализации в стоимостном соотношении прогнозируется с учетом времени с момента начала производства до момента первых поступлений денег от реализации. Потребность в основных фондах рассчитывается по каждому виду основных  фондов. Потребность в материальных ресурсах определяется в натуральном и стоимостном отношении с учетом индекса роста цен. Норма переходного запаса определяется суммой среднего текущего и страхового запасов. Расчет затрат приводится по калькуляционным статьям раздельно по видам продукции.

7.  План маркетинга. Цель его – разъяснить пути воздействия на рынок, методы реагирования на изменения. Здесь должна быть соблюдена четкая ориентация на потребителя. Возможны 3 варианта стратегии развития предприятия.

   1 вариант. Интенсивный рост. Характеризуется:

a)      Возможный рост объемов выпуска продукции при существующих производственных мощностях.

b)      Глубокое внедрение в структуру рынка.

2 вариант. Интеграционный рост. (Вертикальная интеграция). Характеризуется:

a)      Возможности интеграции с системой маркетинга отрасли.

b)      Регрессивная интеграция (Усиление влияния).

c)      Прогрессивная интеграция (То же усиление влияния и контроль за системой распределения).

3 вариант. Диверсификационный рост.

a)      Возможности интеграции с системами маркетинга других отраслей.

b)      Концентрированная диверсификация. Пополнение ассортимента товарами, похожими на выпускаемые предприятием.

c)      Горизонтальная диверсификация. Это пополнение ассортимента товарами, не похожими на выпускаемые предприятием, но интересными для существующих рынков.

d)      Конгломератная диверсификация. Пополнение ассортимента товарами не имеющими никакого отношения ни к применяемой предприятием технологии, ни к её существующим товарам и рынкам.

Японские принципы маркетинговой стратегии.

1.            Доля на рынке сбыта является ключевым показателем для оценки деятельности фирмы в условиях быстрого расширения рынка.

2.            Капиталовложения в производственные мощности должны по крайней мере идти в ногу с расширением рынка, а лучше обгонять его вне зависимости от состояния прибыли.

3.            Цена – это главное оружие в конкурентной борьбе за долю рынка, поэтому цены должны стабильно снижаться по мере снижения затрат.

4.            На рынок должны постоянно выбрасываться новые виды продукции.

Эти 4 принципа позволяют определить следующий цикл: «Капиталовложения» - «Сокращение затрат» - «Снижение цен» - «Увеличение доли на рынке сбыта».

Определяется цена на продукцию, она  определяется возможностями рынка, но она должна быть выше себестоимости и обеспечивать прибыль.

8.      План по рискам. Задача – рассказать о возможных рисках реализации проекта и основных  методах защиты. Правило: риски не минимизируют, а оптимизируют. Здесь учитываются следующие виды рисков:

1)      Коммерческие риски связаны с реализацией продукции. Меры снижения: система изучения конъюнктуры рынка, создание дилерской сети, существующая ценовая политика, образование сети сервисного обслуживания, формирование общественного мнения (public relations)  и фирменного стиля (реклама).

2)      Производственные риски. Уменьшение объема производства, задержка платежей. Меры снижения: контроль за ходом производственного процесса, усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования.

3)      Финансовые риски. Величина риска определяется соотношением собственных и заемных средств и надежностью финансового партнера. Возникают при взаимодействии с финансовыми институтами (банки,фонды) могут вызываться инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов. Меры снижения: создание на предприятии системы эффективного  финансового  менеджмента, работа с покупателями (дилерами) на условиях предоплаты и т.д.

4)      Форс-мажорные  риски. Эта группа рисков не оптимизируется, а минимизируется.

9.      Финансовый план. Цель: сформулировать и представить полную и достоверную систему проектов ожидаемых финансовых результатов деятельности. Здесь обобщаются все предшествующие расчеты в стоимостном варианте. Возможны 2 финансовых цели предприятия:

1)      Максимизация прибыли (высокая чистая прибыль).

2)      Максимизация стоимости бизнеса (высокая рыночная цена акций, пая).

Здесь разрабатывают:

1)      Прогноз объемов реализации. Разрабатывается с учетом плана маркетинга.


Объемы реализации в натуральном выражении

Цена за единицу

Всего продаж

А




В




С





2)      Прогноз прибылей и убытков. Показывает процесс формирования и изменения прибыли. Выявляет рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, прямых и накладных издержек, взаимоотношения с бюджетом чистой прибыли.

3)      Прогноз движения денежных средств. Оценивает потребность в деньгах по времени. Проверяет синхронность поступления и расходования денежных средств.

4)      Сводный баланс. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года. Цель – определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающего устойчивость фирмы.

5)      Расчет точки безубыточности.

В заключении финансового раздела излагается стратегия финансирования, т.е. какие источники средств предоставляются.


Записал: Захаров Д.В.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.