Курс лекций для вечернего отделения специальности ФПУ Пермского государственного университета.
Финансы.
Финансовое планирование (ФП) – расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия на планируемый период.
План бесполезен, если он не воплощается. Планирование – одна из ведущих функций управления.
Раньше планирование было в масштабах всей страны, следовательно механизм можно было осуществить только на теоретическом уровне. До сих пор невозможно рассчитать производную i-того порядка (например резина на нескольких этапах производства). Учесть все невозможно. Система была негибкой, не мобильной, план делался на 5 лет – т.н. «пятилетка». Финансовое планирование сейчас добровольное, чаще носит внутрифирменный характер.
Цели финансового планирования:
Задачи ФП:
Принципы ФП.:
a) Принцип научности в планировании финансов (научно обоснованные методы расчета и т.д.). Анализ финансовой и хозяйственной деятельности.
b) Принцип комплексности в планировании финансов (увязка показателей финансового плана)
c) Принцип оптимальности в планировании финансов (выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана). Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.
ФП должно предшествовать всей последующей деятельности.
Методы ФП. Делятся на 2 группы.
1) Расчетно-аналитический. В основе лежит использование экспертной оценки. (Отчетные данные за предплановый периодÞЭкспертная оценка динамики отчетных показателейÞЭкспертная оценка перспектив развитияÞРасчет финансового показателя). Этот метод неоптимален – метод от достигнутого.
2) Нормативный. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Этот метод более научный.
В РФ применяется система норм и нормативов :
a) Федеральные нормативы (ставки федеральных налогов, ставка рефинансирования ЦБ, МРОТ и т.д.)
b) Региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации).
c) Местные нормативы (Район)
d) Отраслевые нормативы (нормативы отрасли ли предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий)
e) Нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике). Это самая большая группа нормативов.
Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода.
Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.
3) Балансовый. Применяется при прогнозировании поступления выплат из фондов потребления и накопления, при составлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежного календаря. Применяется по чисто финансовым показателям, следовательно достигается синхронность во времени.
4) Метод оптимизации плановых решений. Он же метод многовариантности расчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов и выбора оптимального на основе принятого критерия. Существует 2 направления выбора: 1 вариант – если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат от их использования; 2 вариант – если задан результат, то ищут вариант минимизации затрат.
5) Экономико-математическое моделирование (ЭММ). Эти методы количественно выражают тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими их факторами с помощью математических приемов (Модель Кобба-Дугласа).
Достоинства ЭММ: Более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; Позволяют перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
Недостатки ЭММ: Достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.
Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели (ЭММ):
1) Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.
2) Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
3) Разработка различных вариантов плана финансового показателя.
4) Анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей.
5) Выработка планового решения, выбор оптимального варианта.
1) Балансовый метод.
2) Сетевой метод. Метод сетевого планирования – сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (модели) планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ. Используется при управлении сложными системами (изобретен в США). При составлении: составляется сетевой график и у этого графика выделяются 3 части (главных понятия):
· Работа – любой процесс, требующий затрат времени и/или ресурсов.
· Событие – результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым и достаточным условием для начала последующих работ. Предшествующее событие служит отправной точкой для работы, а последующее является ее результатом. Любая работа соединяет только 2 события, которые бывают простые (имеют только 1 входящую и 1 выходящую работу) и сложные (имеют несколько входящих и выходящих работ).
· Путь – непрерывная технологическая или логическая последовательность работ от первого события до последнего. Такой путь является полным. Полных путей может быть несколько. Длина пути определяется суммой продолжительностей лежащих на нем работ.
3) Программно-целевой метод планирования. Процесс выработки и принятия совокупности разнохарактерных принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Метод используется для решения крупных проблем перспективного развития, включает в себя:
· Цель, ориентированную на будущее.
· Порядок действий, которые необходимо выполнить для достижения цели.
· Задание определенному специалисту выполнять эти действия.
· Ресурсы для достижения цели.
Тема 2. Процесс ФП.
1. Определение процесса ФП.
2. Перспективное ФП.
3. Текущее ФП.
4. Оперативное ФП: платежный календарь, кассовый план.
Процесс включает в себя несколько этапов:
I. Анализ финансовой ситуации. Он строится на основе:
Задача анализа: оценить финансовые возможности фирмы и определить проблемы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5