Рефераты. Финансовое планирование. Курс лекций для вечернего отделения специальности ФПУ Пермского государстве...

1.      Понятие, назначение, функция, роли.

2.      Технология бюджетирования.

2.1. Структура сводного (мастер) бюджета.

2.2. Основы бюджетирования.

Бюджетирование  (как процесс)- процесс составления финансовых планов и смет.

Бюджетирование (как технология ФП) – поставленная на регулярную основу система «сквозного» комплексного планирования, контроля и анализа хозяйственной деятельности компании (фирмы). Основной объект бюджетирования – бизнес как вид деятельности, (например: производство, сбыт), обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка.

Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий год в целом и по отдельным подпериодам.

Функция бюджетирования – прогнозирование финансового состояния ресурсов, доходов и затрат.

Роль:

1)      Представить всю финансовую информацию.

2)      Показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме.

3)      Представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в виде наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений.

Экономическое назначение:

1)      Оценивает  финансовое состоятельность отдельных видов бизнеса и финансовую устойчивость всего предприятия.

2)      Помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций.

3)      Позволяет сделать предприятие «прозрачным», следовательно, более привлекательным для инвесторов.

4)      Позволяет определить неработающие, неэффективные активы (ЖКХ, социальная сфера).

Принципы:

1)      Непрерывное составление и корректировка бюджетов.

2)      Унифицированность форматов, процедур и регламентов.

3)      Следование постулатам теории финансового менеджмента в сочетании с национальной спецификой.

Объекты бюджетирования. Делятся на 3 группы.

  I.      Центры финансовой ответственности.  Несут ответственность за все финансовые результаты, составляют все виды основных бюджетов, принятые в организации.

II.      Центры финансового учета. Для линейно-функциональной структуры управления. Отвечают только за некоторые финансовые показатели, за доходы и часть затрат (например служба сбыта).

III.      Места возникновения затрат. Отвечают только за расходы, экономию которых можно  контролировать и обеспечивать.

Выстраивается финансовая структура. Стоятся бюджеты. Есть 4 основных группы бюджетов:

1.      Основные бюджеты (обязательные).

·        Бюджет доходов и расходов.

·        Бюджет движения денежных средств.

·        Расчетный баланс.

2.  Операционные бюджеты.

·        Бюджет продаж.

·        Бюджет запасов готовой продукции.

·        Производственный бюджет.

·        Бюджет управленческих расходов.

·        Бюджет коммерческих расходов.

3. Вспомогательные бюджеты.

·        План капитальных (первоначальных) затрат.

·        Кредитный (инвестиционный) план.

4.  Дополнительные (специальные) бюджеты.

·        Бюджет балансовой прибыли.

·        Бюджет чистой прибыли.

·        Бюджет НИОКР.

·        Бюджет технической реконструкции производства.

·        Налоговый бюджет.

·        Бюджеты отдельных проектов и программ.

Все они обеспечивают составление сводного бюджета прямо или опосредованно.

Мастер-бюджет – совокупность взаимосвязанных между собой 3-х основных бюджетов компании + набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.

Мастер-бюджет может быть разработан как для отдельного бизнеса, для центра ответственности так и для предприятия в целом.

Назначение операционных и вспомогательных бюджетов – они обеспечивают увязку натуральных показателей со стоимостными либо  определяют наиболее важные пропорции, ограничения, допущения. Их состав определяется руководством предприятия.

Особенность составления операционных бюджетов –отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции (калькуляция). Желательно произвести деление затрат на переменные и постоянные.

Специальные бюджеты необходимы для уточнений целевых показателей и нормативов для учета местного (регионального) налогообложения. Также должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекший период. «План-факт» анализ составляется для всех основных бюджетов и некоторых операционных.

Бюджет доходов и расходов.

Показывает соотношение всех доходов (выручки) от реализации со всеми видами расходов с выделением наиболее важных (критических) статей расходов. Показывается валовая, операционная, балансовая и чистая прибыль. В этом смысле этот бюджет приближен к форме отчета о финансовых результатах (Ф-2), но могут быть различия. Минимальная разбивка этого бюджета – помесячная (может быть подробная). Позволяет рассчитать рентабельность производства, массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита, точку безубыточности (постоянные расходы/цена-средние переменные расходы), сумму перечислений вышестоящим органам управления.

Значение бюджета доходов и расходов:

1)      Демонстрируют эффективность хозяйственной деятельности каждого вида  бизнеса.

2)      Устанавливает лимиты (нормативы) основных  видов расходов, прибыли, резервов формирования и увеличения прибыли.

3)      Определяет фонды потребления и накопления.

4)      Позволяет оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.

Показатели бюджета доходов и расходов:

1)      Общий оборот. Определяется по стоимости отгруженных товаров, включая НДС, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в соответствии с прогнозом сбыта. Для производственных структур включает также прирост незавершенного производства по планируемым затратам.

2)      Резерв для расчетов с бюджетом. Устанавливается отдельно руководителями предприятия по конкретному виду бизнеса. Он должен быть стабильным, неизменным. Состоит из всех платежей с общего оборота (НДС, НП, акциз, таможня и т.д.).

3)      Чистые продажи (чистая выручка от реализации) = общий оборот-резерв.

4)      Прямые затраты. Здесь отражаются те виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж и чья доля чистой выручки от реализации остается почти неизменной  в течение 1-3 лет. Конкретный набор зависит от вида бизнеса, но выделяется всегда 3 основных статьи:

1.      Оплата сырья, материалов.

2.      Оплата  операционных (производственных, эксплуатационных) расходов.

3.      Расходы на зарплату основного производственного  персонала.

5)      Накладные расходы. Те виды затрат, которые в принципе относятся к прямым переменным, но не могут быть определены на единицу товарной продукции в данный период.

6)      Валовая прибыль (=чистые продажи – прямые затраты). Это первая контрольная точка состояния бизнеса. В России на сегодня состояние валовой прибыли должно быть не менее 40-45 % по мнению экспертов (на Западе не ниже 30 %).

7)      Постоянные расходы. Расходы, являющиеся условием существования организации, но с хозяйственной деятельностью связаны косвенным образом. Их удельный вес в доле чистой выручки должен быть минимальным. (Балансовая прибыль=Валовая прибыль – все расходы указанные выше).

Для получения инвестиционного кредита в России норма чистой прибыли должна составлять 20-25 %, в развитых странах – 10-15 %. Тогда это считается высокорентабельным видом бизнеса и дает возможность получить кредит на 10-15 лет, в России – не более чем на 1 год.

Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Это план движения расчетных счетов и наличия денежных средств в кассе. Все доходы и расходы увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования.

Задача бюджета: контроль положительного конечного сальдо БДДС. Составляется на весь бюджетный период с помесячной (или более подробной) разбивкой. Бюджет отражает потребность в дополнительных источниках средств (кредиты, инвестиции). При расчете источников существует следующий порядок:

1)      Устанавливается объем средств для финансирования инвестиционных затрат (дополнительных затрат). Используются данные плана капитальных затрат, что является нижней границей уровня финансирования из внешних источников.

2)      Определяются дополнительные текущие затраты в том числе для пополнения оборотных средств.

3)      На основе полученного прогноза конечного сальдо устанавливается превышение реальных расходов минимального уровня внешнего финансирования.

Расчетный баланс.

Состоит из активов и пассивов.

Активы: имущества, обязательства потребителей (других лиц), которыми будет располагать предприятие  на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы: те обязательства, которые будет нести предприятие перед кредиторами (поставщиками, инвесторами).

Расчетный баланс довольно трудоемок, следовательно необязателен, хотя желателен.

Тема 5. Бизнес планирование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.