По мнению многих авторов экспертное прогностическое оценивание имеет целый ряд трудностей и недостатков. Это, прежде всего то, что отсутствуют: системный подход к экспертному прогнозированию как к процессу получения экспертного заключения; общепринятый терминологический аппарат, относящийся к качеству экспертного прогноза; теоретическое обоснование подбора наиболее квалифицированных экспертов по рассматриваемой проблеме; слабо разработаны проблемы увязки и согласования единичных прогнозов в комплексный и целый ряд других.
Кроме того, выделяются следующие основные заблуждения экспертов такие, как: а) сверхоптимизм в краткосрочных прогнозах; б) сверхпессимизм в долгосрочных прогнозах; в) опрос эксперта - «нулевой» цикл прогностического исследования; г) недостатки одних субъектов при экспертном прогнозировании порождают трудности для других. В итоге эти заблуждения воплощаются в ошибки, в том числе, и систематические, то есть повторяющиеся на каждом этапе прогнозирования[20].
Таким образом, рассмотрение проблем, роли прогнозирования, методов, форм и процессов прогнозирования свидетельствует о необходимости продолжения исследований в этих направлениях для теоретического обоснования качественно нового уровня управления развития регионом.
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:
1. Рост ВВП и продукции промышленного производства;
2. Прекращение спада сельскохозяйственного производства;
3. Создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный
сектор экономики;
4. Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение
уровня собираемости налогов;
5. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
Поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа
безработных.
Приоритетные задачи финансовой политики:
1) Введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;
2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;
3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, в первую очередь - в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;
4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля;
5) формирование реалистичного бюджета;
6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;
7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;
8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.
Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.
Необходимо провести административную реформу. Цель реформы - сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы - борьба с коррупцией.
Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления - снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики - федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого - аксиома стабильной экономики.
Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм. Неизменный приоритет России - Содружество Независимых Государств.
Заключение.
Из всего выше сказано можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных фондов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.
Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.
Задачи, решаемые в процессе финансового планирования сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
На современном этапе развития возникает острая необходимость совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая обусловлена изменением проводимого до августа 1998г. экономического курса в стране, направленного на повышение роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основу совершенствования управления финансовыми отношениями положения активизация финансовой политики. В частности, это связано с изменениями системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.
Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.
В заключение хотелось бы обратить внимание, что планирование ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде).
Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношения между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.
Список использованной литературы:
1. Бабич А.М., Павлова Л.И. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
2. Бабич А.М., Павлова Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.
5. Вахрин Т.И. ,Нешитой А.С. Финансы: Учебник - М.: Юрайт, 2002.
6. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.
7. Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.
8. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:Юнити, 2003.
9. Финансы / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.
10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 1999.
11. Финансы и статистика / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.,2005.
12. Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.
13. Годин А.М., Подвпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001.
14. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.-495 с.
15. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. – М.:. Теис, 1995.
16. Дадашев А.З., Черник А.Г. Финансовая система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.:. Инфра-М, 1997.
17. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. — С-Пб. , 1994.
18. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1998. - Т. 1.
19. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России.- 2-е изд. –М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003.- 352 с.
20. Никитин С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.
21. Пикулькин А.С. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М., 1997.
22. Региональная экономика / Под ред. профессора Кузнецова Н.Г. и профессора Тяглова С.Г. . Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. –320 с.
23. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.
24. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999.
25. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – 608 с.
26. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ, Москва, 2003. - 200 с.
27. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. М: ИНФРА-М, 2002.
[1] Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.
[2] Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.
[3] Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План: Теоретические очерки / Научн. ред. Е.З. Маймикас. – М.: Экономика, 1986. – С.24.
[4] Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.
[5] ст. «Финансовое моделирование и его роль в процессе прогнозирования финансовых потоков» доктор экономических наук, профессор Н.Н. Ильшева, кандидат экономических наук, доцент, УГТУ г.Екатеринбург, С.И. Крылов
[6] Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.,1997
[7] Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.
[8] Финансы / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.
[9] Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.
[10] Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.
[11] Вахрин П.И., А.С.Нешитой. Финансы. Учебник для вузов. – М.: 2002.
[12] Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.
[13] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. –М.:.ГУ ВШЭ, 200.-495 с.
[14] Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
[15] Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.
[16] Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ, Москва, 2003 г. – 200 с.
[17] Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
[18] Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002. - 608 с.
[19] Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
[20] Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6