3.Совершенствование финансового планирования.
Финансовое планирование требует постоянного совершенствования. В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета, ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, они используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов[11].
Совершенствование финансового планирования вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.
Поскольку в области методологии регионального управления и территориального стратегического планирования остается много дискуссионных вопросов, образ России и ее регионов в будущем, тенденции их экономического, социального, демографического, политического, научно-технического, культурного развития, общественных отношений находят отражение в работах исследователей различных областей знаний.
В их числе такие авторы, как Абалкин Л.И., Бестужев-Лада И.В., Бобков В.Н., Глазьев С.Ю., Гранберг А.Г., Жихаревич Б.С., Львов Д.С., Найбороденко Н.М., Римашевская Н.М., Христенко Б.Г., Яковец Ю.В. и целый ряд других.
В современных условиях требуется более активное использование научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив. Чрезвычайно актуальной остается проблема научного обоснования, прогнозирования последствий принимаемых решений в экономической и социальной политике.
По-мнению Н.М. Найбороденко, современное состояние прогнозирования в России переживает очередной свой кризис[12]. А.Г. Гранберг говорит о затянувшейся «прогностической паузе»[13]. На уровне регионов – сложная ситуация с прогнозированием комплексного социально-экономического развития[14]. Определенный негативный эффект на процессы прогнозирования оказывают и мировые тенденции последних десятилетий.
Одной из актуальнейших проблем в научном прогнозировании на современном этапе его развития некоторые авторы[15], точку зрения которых мы разделяем, называют проблему надежности, достоверности прогностических оценок, как количественных, так и на качественном, описательном уровне, которая тесным образом связана с методологией анализа и разработки прогноза; со сбором, систематизацией и обработкой информации; эффективностью освоения современных методов, технологий прогнозирования и процедур верификации прогнозов.
Повышение интереса, внимания к прогнозированию на региональном уровне обусловлено процессами экономического роста, продолжающегося последние годы, разработкой среднесрочной Программы социально-экономического развития РФ на 2002-2004 годы (с учетом изменений на 2003-2005 годы), переходом к среднесрочному финансовому планированию, подготовкой законов о разграничении полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, а также внедрением новых информационных технологий в процесс управления, разработкой программных продуктов для моделирования развития регионов.
Экономика каждого из 88 субъектов Российской Федерации является составной частью экономики всего хозяйственного комплекса России с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала.
Как отмечается в[16], эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах. В связи с этим возрастает значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной социально-экономической политики (налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной, институциональных преобразований и другой), так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.
Общий порядок разработки прогнозов РФ и ее субъектов определен Федеральным Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” от 23 июня 1995 года.
Прогнозы социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по принимаемым поручениям Правительства РФ и в соответствии с согласованной с ним схемой порядка разработки, этапов и участников прогноза. Организация работы по формированию прогнозов на всех уровнях возложена на Минэкономразвития России.
При этом метод экономико-математического моделирования определения аналитических зависимостей между параметрами прогноза может быть одним из элементов системы региональных прогнозов, а результаты математических расчетов предлагается сопоставлять с выводами, полученными на основе применения других подходов, корректировать в соответствии с информацией, не учтенной в моделях. В связи с этим большое значение в прогнозировании имеют экспертные оценки прогноза социально-экономического развития, прогнозные сценарии, оценка выполнения прогнозов.
По мнению некоторых авторов[17], целесообразно обособить процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации по запросам министерства экономического развития и торговли РФ. Необходимость передачи такой информации, безусловно, сохраняется для разработки экономической политики и принятия управленческих решений Правительством России. Однако планово-прогнозная работа в структурах исполнительной власти региона не должна сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов управления. Территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной формой экономической работы, имеющей собственные цель, назначение и логику; должна существенно измениться и их роль. Они должны отражать интересы региона, содержать информацию, значимую с точки зрения задач управления социально-экономическим развитием региона.
Несмотря на то, что формы территориальных планов-прогнозов за последние несколько лет претерпели существенные изменения, по нашему мнению, в отличие от используемого в настоящее время комплекта прогнозных форм и показателей для разработки прогноза социально-экономического развития, доводимых Министерством экономического развития и торговли РФ, в региональный комплексный прогноз целесообразно было бы внести ряд дополнений и изменений, в частности следующие разделы: «Население, трудовые ресурсы и рынок труда», «Уровень и качество жизни населения»; «Рыночная инфраструктура»; «Развитие рынка платных услуг», «Развитие общественных (нерыночных) услуг».
На наш взгляд, в современной ситуации в прогнозировании социально-экономического развития региона важное место занимает именно финансовое прогнозирование (прогноз сводного финансового баланса), включая бюджетное и налоговое прогнозирование, анализ и прогноз интегрированных показателей финансовой, бюджетной обеспеченности на душу населения, удельных валовых налоговых ресурсов.
В настоящее время роль регионального финансового прогнозирования, как краткосрочного, так и среднесрочного в системе управления экономическим развитием увеличивается, поскольку для регионов проблема повышения финансовой и бюджетной обеспеченности на душу населения стоит очень остро.
По мнению Христенко В.Б., в сфере бюджетного и налогового прогнозирования также много проблем. Для повышения точности и качества бюджетного прогнозирования на региональном уровне (в перспективе - для перехода к среднесрочному бюджетному прогнозированию) должна учитываться необходимость укрепления методической и информационно-аналитической базы, особенно в отношении налоговых прогнозов, и расширения использования удельных нормативов при планировании расходов. Основным инструментом среднесрочной политики администрации должен стать финансовый план развития региона, разработанный на основе анализа текущих макроэкономических показателей[18].
В бюджетном планировании существуют ряд объективных факторов, которые необходимо учитывать. Так, одной из важнейших проблем является то, что в методике ФФПР используются общероссийские показатели коэффициентов налоговой нагрузки отраслей экономики, что для краевых условий не совсем адекватно отражает ситуацию из-за трансфертного ценообразования крупных российских корпораций.
Однако, по-прежнему экспертное оценивание преобладает и требуется апробация математических моделей.
При разработке комплексного прогноза социально-экономического развития региона в условиях перехода к рыночным отношениям, финансовом прогнозировании особое значение приобретает выбор методов расчетов прогнозных показателей территориального развития, от которых зависит величина ошибки.
По-мнению[19], в настоящее время при разработке прогнозов в основном должны применяться не математические методы, а методы логического моделирования и экспертные оценки. Они предполагают не только использование полного объема соответствующей статистической информации, но и оценку решений, принимаемых на правительственном уровне, законодательных актах, а также анализ их возможного влияния на уровень экономической активности и объемы материальных и финансовых ресурсов территории.
Экспертиза в области прогнозирования имеет свою специфику и предъявляет особые требования к специалистам, которые определяют перспективы развития общества, отдельных социальных групп, явлений, процессов: необходимо быть аналитиком; уметь находить связи и зависимости между процессами и факторами, определяющими их развитие; не только прогнозировать на основе существующих тенденций, но и предвидеть развитие «скачкообразное» с учетом влияния возможных различных факторов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6