Рефераты. Финансовое планирование и его совершенствование p>При установлении проектов нормативов отчислений  от  федеральных  налогов  в бюджеты субъектов Федерации и сумм дотаций в эти бюджеты за  основу  берется отнюдь  не  каждый  территориальный  бюджет,  а   консолидированный   бюджет национально  -  государственного  и   административно   -   территориального образования.


3.Совершенствование финансового планирования.


Финансовое планирование требует постоянного совершенствования. В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета, ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, они используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов[11].

Совершенствование финансового планирования вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

Поскольку  в области методологии  регионального управления и территориального стратегического планирования остается  много дискуссионных вопросов,  образ России и ее регионов  в будущем, тенденции их экономического, социального, демографического, политического, научно-технического, культурного развития, общественных отношений находят отражение в работах исследователей  различных областей знаний.

В их числе такие авторы, как Абалкин Л.И., Бестужев-Лада И.В., Бобков В.Н., Глазьев С.Ю.,  Гранберг А.Г., Жихаревич Б.С., Львов Д.С., Найбороденко Н.М., Римашевская Н.М.,  Христенко Б.Г., Яковец Ю.В.  и целый ряд других.

В современных условиях  требуется более активное использование  научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться  не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе  стратегических альтернатив.  Чрезвычайно актуальной остается проблема  научного обоснования, прогнозирования последствий  принимаемых решений в экономической и социальной политике.

По-мнению  Н.М. Найбороденко, современное состояние прогнозирования в России переживает очередной свой кризис[12]. А.Г. Гранберг говорит о затянувшейся «прогностической  паузе»[13]. На уровне регионов – сложная ситуация с прогнозированием комплексного социально-экономического развития[14].  Определенный негативный эффект  на процессы прогнозирования оказывают и мировые тенденции последних десятилетий.

Одной из актуальнейших проблем в научном прогнозировании на современном этапе его развития некоторые авторы[15],  точку зрения которых мы разделяем,  называют проблему надежности, достоверности прогностических оценок, как количественных, так и на качественном, описательном уровне, которая  тесным образом связана с методологией анализа и разработки прогноза; со сбором, систематизацией и обработкой информации; эффективностью освоения современных методов, технологий прогнозирования  и процедур верификации прогнозов.

         Повышение интереса, внимания к прогнозированию на региональном уровне обусловлено процессами  экономического роста, продолжающегося последние годы, разработкой  среднесрочной  Программы  социально-экономического развития РФ  на 2002-2004 годы (с учетом изменений на 2003-2005 годы), переходом к среднесрочному  финансовому  планированию, подготовкой  законов о разграничении  полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, а также внедрением  новых информационных технологий  в процесс  управления, разработкой  программных продуктов  для моделирования развития регионов.

Экономика каждого из 88 субъектов Российской Федерации является составной частью экономики всего хозяйственного комплекса России с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала.

Как отмечается в[16], эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах. В связи с этим возрастает значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной социально-экономической политики (налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной, институциональных преобразований и другой), так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.

Общий порядок разработки прогнозов РФ и ее субъектов определен Федеральным Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” от 23 июня 1995 года.

Прогнозы социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по принимаемым поручениям Правительства РФ и в соответствии с согласованной с ним схемой порядка разработки, этапов и участников прогноза. Организация работы по формированию прогнозов на всех уровнях возложена на Минэкономразвития России.

При этом метод экономико-математического моделирования определения аналитических зависимостей между параметрами прогноза может быть одним из элементов системы региональных прогнозов, а результаты математических расчетов предлагается сопоставлять с выводами, полученными на основе применения других подходов, корректировать в соответствии с информацией, не учтенной в моделях. В связи с этим большое значение в прогнозировании имеют экспертные оценки прогноза социально-экономического развития, прогнозные сценарии, оценка выполнения прогнозов.

По мнению некоторых авторов[17], целесообразно обособить  процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации  по запросам министерства экономического развития и торговли РФ. Необходимость передачи такой информации, безусловно, сохраняется для разработки  экономической политики и принятия управленческих  решений Правительством России. Однако планово-прогнозная работа в структурах  исполнительной власти региона не должна сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов управления. Территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной  формой экономической  работы, имеющей собственные цель, назначение и логику; должна существенно  измениться и  их роль. Они должны  отражать  интересы  региона, содержать информацию, значимую с точки  зрения задач  управления социально-экономическим  развитием региона.

Несмотря на то, что формы территориальных планов-прогнозов за последние несколько лет претерпели  существенные изменения, по нашему мнению,  в отличие  от используемого в настоящее время комплекта прогнозных  форм и показателей  для разработки прогноза социально-экономического развития, доводимых  Министерством экономического  развития и торговли РФ, в региональный  комплексный прогноз целесообразно было бы внести   ряд дополнений  и изменений, в частности следующие разделы: «Население, трудовые ресурсы и рынок труда», «Уровень  и качество жизни населения»;  «Рыночная инфраструктура»; «Развитие рынка платных услуг», «Развитие общественных (нерыночных) услуг».

На наш взгляд, в современной ситуации в прогнозировании социально-экономического развития региона важное место занимает именно финансовое прогнозирование (прогноз сводного  финансового баланса),  включая  бюджетное и налоговое прогнозирование, анализ и прогноз интегрированных показателей  финансовой, бюджетной обеспеченности на душу населения, удельных валовых налоговых ресурсов.

В настоящее время роль регионального финансового прогнозирования, как краткосрочного, так и среднесрочного  в системе управления экономическим развитием увеличивается, поскольку для регионов проблема повышения финансовой и бюджетной обеспеченности на душу населения стоит очень остро.

По мнению Христенко В.Б., в сфере бюджетного и налогового прогнозирования также много проблем. Для  повышения  точности и  качества бюджетного  прогнозирования  на региональном уровне (в перспективе - для перехода  к среднесрочному  бюджетному прогнозированию)  должна учитываться  необходимость укрепления  методической и информационно-аналитической  базы, особенно  в отношении налоговых прогнозов, и расширения использования удельных нормативов при планировании расходов. Основным  инструментом  среднесрочной  политики администрации должен стать  финансовый  план развития  региона, разработанный  на основе анализа  текущих макроэкономических показателей[18].

В бюджетном планировании существуют ряд объективных факторов, которые необходимо учитывать. Так, одной из  важнейших  проблем является то, что в методике ФФПР используются общероссийские показатели коэффициентов налоговой нагрузки  отраслей экономики, что для краевых условий не совсем адекватно  отражает ситуацию  из-за трансфертного  ценообразования  крупных российских корпораций.

Однако, по-прежнему экспертное оценивание преобладает и требуется апробация математических моделей.

При разработке  комплексного прогноза социально-экономического  развития региона в условиях перехода к рыночным отношениям, финансовом прогнозировании  особое  значение приобретает выбор методов  расчетов прогнозных  показателей территориального развития, от которых зависит  величина ошибки.

По-мнению[19],  в настоящее время  при разработке  прогнозов в основном должны применяться не математические  методы,  а методы  логического моделирования  и экспертные оценки. Они предполагают  не только использование  полного объема  соответствующей  статистической информации, но и оценку решений, принимаемых на правительственном уровне, законодательных актах, а также анализ  их возможного  влияния на уровень  экономической активности и объемы  материальных и финансовых ресурсов территории.

Экспертиза в области  прогнозирования  имеет свою специфику и предъявляет особые  требования к специалистам,  которые  определяют перспективы  развития общества, отдельных  социальных групп, явлений, процессов: необходимо быть аналитиком; уметь находить связи и зависимости  между процессами и факторами, определяющими их развитие; не только прогнозировать на основе существующих тенденций, но и предвидеть  развитие «скачкообразное» с учетом влияния возможных различных  факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.