Рефераты. Финансово-промышленные группы и их роль в формировании рыночной экономики

2.3. Проблемы функционирования ФПГ

 

Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становле­ние сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.

Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инве­стиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости нало­говой политики.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при обра­зовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого това­рищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокуп­ность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридичес­кого лица (центральной компании).

Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с ухе зарегистриро­ванной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.

Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех слу­чаях, кроме образования группы по холдинговому принципу.

Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета - один голос, на Общем собрании центральной ком­пании - голосование идет пакетами обыкновенных акций.

Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности ФПГ представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о ФПГ) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразрабо­танностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, свя­занных с внутренним оборотом группы.

Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их соб­ственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса эконо­мической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходи­мость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без госу­дарственных гарантий.

Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных ФПГ необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению выше­перечисленных проблем.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

         

В данной курсовой работе были изложены основные аспекты финансово-промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству РФ, рассмотрена нормативно-правовая база и роль ФПГ в формировании рыночной экономики.

На основе вышеизложенного примера Астраханской финансово-промышленной группы можно заключить, что ФПГ - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием  заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного.

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мегакорпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Волчкова И. А. Российские финансово-промышленные группы на международных рынках. М: 1998. с. 45

2. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования Российской экономики // Финансы и общество. – 2000. №1,2. с. 25-37

3. Деятельность финансово-промышленных групп в 2000 году // Вопросы статистики // Вопросы статистики. – 2001. №12. с. 11-14

4. Меланин В. В.  Роль финансово-промышленных и транснациональных структур в производственной кооперации и промышленной интеграции стран СНГ // Промышленность России. – 1999. №7. с. 34-40

5. Петракова Н. Я. Портфель приватизации и инвестирования. М: «Соминтек» с. 749

6. Рудашевский В. Д. Финансово-промышленные группы: возможности и ограничения // Государство и право. – 1998. № 2. с. 35-42

7. Суворов А. В. Финансово-промышленные группы и стабилизация Российской экономики // Финансы и кредит. – 1999. №2. с. 13-19

8. Тюрина А. В.  Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России // Общество и экномика. – 1998. №2. с. 155-201

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Банковская финансово-промышленная группа (ФПГ)

 

 

 

 


[1] Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ, ст. 2

[2] Меланин В. В. Финансы. 2000, № 1


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.