По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.
Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.
Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:
· зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;
· предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;
· передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;
· предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
· предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.
Глава II Роль финансово-промышленных групп и
транснациональных корпораций в формовании
рыночной экономки на примере стран СНГ
2.1. Целесообразность формирования
финансово-промышленных групп
Сегодня идея транснациональных финансово-промышленных групп все больше овладевает промышленниками и руководителями стран СНГ, которые рассматривают их как единственное средство восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями, да и, наконец, как средство совместного выживания.
Несмотря на расхождения в национальных законодательных системах и разные уровни экономик и несмотря на различия политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их наращивания. Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия.
Промышленный потенциал стран Содружества составляет примерно 10% мирового, а запасы основных видов природных ресурсов – около 25%, что объективно создает базу для обеспечения экономической независимости и динамичного развития. Несмотря на это, и сегодня предпринимаются попытки поставить под сомнение целесообразность создания ТФПГ, подискутировать по поводу их места и роли в рыночной экономике. Однако мировой, а теперь и российский опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения банковского и промышленного капиталов стран СНГ в рамках «межгосударственных» (транснациональных) ФПГ. Создание ФПГ явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм современного общественного производства, но и необходимым этапом реорганизации промышленной структуры. Интеграция в рамках межгосударственных ФПГ банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутри ФПГ систем взаимозачетов и платежей, рационализировать структуры совокупного капитала, увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций, эффективность размещения интегрированных активов. Поэтому созданные и создаваемые межгосударственные ФПГ и ТНК постепенно должны занимать центральное место в интеграционных процессах государств Содружества в области производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной деятельности.
Задача государств – участников СНГ – проводить согласованную государственную политику в отношении транснациональных хозяйствующих структур, участниками которых являются хозяйствующие субъекты стран Содружества, всячески поддерживать взаимовыгодный характер межгосударственной, межотраслевой интеграции, принимать активное участие в совершенствовании организационно-правовой основы гармонизации интересов как потенциальных участников корпорации, так и государств, их представляющих.
Общепризнанно, что распад Советского Союза стал одним из ключевых кризисных факторов не только для российской экономики, но и дня экономик стран СНГ. Отсюда логично и естественно вытекает задача сохранения, реструктурирования и рационализации общей материальной основы микро-уровневых связей рыночных субъектов – кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, в «одночасье» оказавшихся по разные стороны новых государственных границ. С распадом СССР производственной инфраструктуре был нанесен удар, моментально «уложивший на бок» целые отрасли. Была открыта «зеленая улица» челночному импорту и импорту организованному, и который зарубежные и наши коммерсанты вложили крупные средства.[2]
Сегодня, когда на всем пространстве бывшего СССР рынок уже заявил о себе, произошла структуризация интересов и возможностей, воссоздать общее экономическое пространство, например, в том виде, в каком это предлагает левая оппозиция, уже невозможно – для этого потребовалось бы национализировать отрасли, образующие единую технологическую цепочку, но находящиеся в разных государствах.
Поэтому для поступательного развития экономики стран Содружества весьма важно найти механизмы, которые, с одной стороны, могли бы поставить на службу этому развитию имеющуюся производственную базу, а с другой – позволили бы нейтрализовать влияние сложившихся негативных стереотипов хозяйственного поведения. Если исходить из богатейшего мирового опыта, то эта задача в условиях рыночной экономики наилучшим образом решается путем создания различного рода транснациональных предпринимательских структур.
В этих условиях, если продолжать придерживаться общей концепции, возможен один единственный путь: объединить производства и национальные капиталы в рамках межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп. Другого пути, если исключить специальные межгосударственные соглашения, где главными действующими лицами будут правительства, центральные банки и другие государственные структуры, нет.
Почему в сложившейся ситуации межгосударственные (транснациональные) финансово-промышленные группы являются одним из важнейших компонентов интеграционного взаимодействия стран Содружества?
Во-первых, в пользу создания межгосударственных ФПГ говорит продолжающийся процесс деградации производственного и научного секторов.
Во-вторых, промышленность всех стран СНГ, унаследованная нами от Советского Союза, переживает в настоящий момент жестокий кризис.
В-третьих, вынужденное сокращение экономических связей между странами Содружества может негативно повлиять на их состояние экономической безопасности. И наконец, в-четвертых, следует принимать во внимание и то, что эффективное ведение экономики возможно только в рамках старых сложившихся связей.
Межгосударственные ФПГ могли бы стать одним из основных инструментов, с помощью которых государства СНГ могли бы обеспечить выход своей промышленности из кризиса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8