Существуют ли условия, необходимые для формирования межгосударственных ФПГ. Если рассматривать этот процесс по отдельным странам Содружества, то нетрудно увидеть, что большинство из них сохранили высокий уровень интегрированности в экономику постсоюзного пространства. Так, в 1997 г. доля товарооборота со странами СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота Туркменистана составляла 73%, Кыргызстана – 67%, Молдовы – 65%, Беларуси – 64%, Казахстана – 60%, Украины – 57%. Только в Таджикистане и Туркмении наблюдается тенденция к усилению интегрированности. Во всех остальных республиках преобладают дезинтеграционные тенденции. Наибольшую роль в их усилении сыграла Россия и вот почему. Хотя Россия и обладает более 20% мировых запасов природных ресурсов, она испытывает острый дефицит марганца, хрома, глинозема, концентрата титана, молибдена, олова, редких металлов, ртути и др. Все это осталось за рубежом, в основном в Казахстане и Украине.
На сегодняшний день Уральский, Поволжский и Центральный экономические регионы России имеют тесные связи со странами СНГ. Башкортостан и Самарская область являются основными поставщиками продукции ТЭК в Украину, Казахстан и Беларусь, где их доля в поставках российских регионов колеблется от 80 до 90%. Из Тюменской области 93% нефти и газового конденсата поставляется в страны СНГ и Балтии. Доля Кемеровской области в поставках угля из восточных районов в страны Содружества и Балтию составляет 95,5% в структуре вывоза этого продукта. Топливно-энергетический комплекс оказался самим устойчивым в общей кризисной экономической ситуации. Однако и здесь происходит спад производства. Важно не допустить усиления этой тенденции, которая самым негативным образом повлияет на экономического положение других отраслей и связи с государствами Содружества. В металлургическом комплексе России по производству готового проката черных металлов можно выделить три крупных региона – Уральский, Центрально-Черноземный и Северный, которые активно участвуют в товарообмене металлургической продукцией со странами СНГ, обеспечивая почти 30% российского экспорта. Однако, как правило, эти регионы, не имеют собственной металлургической базы. Из Поволжья более 97% химических волокон и нитей вывозится в страны СНГ. Синтетические смолы, пластмассы, химические волокна и нити, производимые химическим комплексом Сибири и Дальнего Востока, вывозятся из Алтайского и Красноярского краев и Кемеровской, Омской, Томской и Иркутской областей в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь и Узбекистан. Многие регионы России, экспортирующие стратегические виды продукции в страны СНГ, в свою очередь зависят от поставок из стран Содружества. Прежде всего, это касается сырья, материалов, комплектующих изделий, а также продовольственных товаров.
Анализ импортных потоков позволяет определить территориальную ориентацию российских регионов на те или иные страны Содружества. Так, уральские регионы, занимая центральное положение между европейской и азиатской частями страны, в равной степени тяготеют как к Казахстану и среднеазиатским государствам, так и к Беларуси, Украине и Молдове. В то же время в западные и центральные регионы России импортные поставки идут в основном из Беларуси, Украины, Молдовы и частично из закавказских государств. В Северо-западный экономический район импортируются продовольственные товары из Беларуси и Украины, а также из стран Балтии, хлопок – из государств Средней Азии. Области Центрального экономического района по-прежнему испытывают потребность в поставках проката черных и цветных металлов из Украины, а также хлопка из Средней Азии. Значительная часть продовольственных товаров импортируется из Беларуси, Украины, а также из стран Балтии. Западносибирские, восточносибирские и особенно дальневосточные регионы также в значительной степени зависят от импортных поставок из стран Содружества, что имеет особое экономическое и политическое значение, учитывая отдаленность этих регионов от промышленного развитых центральных районов России. Так, Республика Алтай тесно связана с Казахстаном, получая от него трубы, зерно, товары народного потребления; в Кемеровскую область поступают из Украины грузовые и легковые автомоби- ли, автобусы и т.д., из Беларуси – грузовые автомобили, из Латвии – автобусы, из Казахстана –мясо; в Новосибирскую область из Казахстана ввозится уголь; Тюменская область получает из Казахстана зерно, из Узбекистана - ткани из натурального шелка. В Республику Саха (Якутия) Украина поставляет стальные трубы и сахар; Таджикистан – стальные задвижки; Узбекистан – бронзовый прокат и поливинилхлоридные смолы; Беларусь – шины и пр. Вместе с тем Россия продолжает оставаться основным торговым партнером стран СНГ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономики государств Содружества тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют одна другую, интересы этих стран во многом совпадают, и совместные усилия по решению возникающих проблем будут способствовать укреплению экономической безопасности каждой из них.
Ввиду сегодняшнего экономического положения России и стран СНГ, неразвитости их рыночных механизмов и отсутствия конкуренции нет оснований считать решающими для них мотивы, побуждающие к образованию финансово-промышленных групп страны с высокоразвитой экономикой (среди этих мотивов первостепенную роль играют ослабление негативных последствий рыночной стихии и ограничение конкуренции). Но в то же время формирование высокоинтегрированных ФПГ в постсоюзном пространстве весьма целесообразно. И прежде всего, для компенсации ряда негативных моментов экономической ситуации, ведущих к деградации промышленности.
Во-первых, межгосударственные (транснациональные) финансово-промышленные группы – это лучшая форма экономической интеграции. На межгосударственном уровне, конечно, можно договориться о границах, таможенных сборах, создании режима максимального благоприятствования и т. д. Однако экономику интегрируют не только соглашения, но и реально действующие хозяйственные субъекты.
Во-вторых, необходимость наличия в стране-реципиенте мощных и динамичных компаний (например, транснациональных и национальных ФПГ), способных более или менее на равных конкурировать с филиалами иностранных фирм, – одно из основных условий притока в нее прямых иностранных инвестиций. Следует учитывать, что приток иностранного капитала способствует развитию и поддержанию в стране конкурентной хозяйственной среды, однако такие инвестиции в лучшем случае являются катализатором экономического роста, но вряд ли способны играть роль его основного двигателя (особенно в крупной стране).
В-третьих, формирование межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп в странах Содружества является необходимым способом предотвращения захвата корпораций иностранным капиталом.
Кроме того, как показывает международный опыт, Россия и другие страны СНГ не могут устойчиво расти и быть конкурентоспособными без крупных межотраслевых и региональных хозяйственных систем. Не увеличивая числа крупных, в т. ч. межрегиональных и межгосударственных корпораций, невозможно достичь ускорения технического прогресса и экономической интеграции в масштабах всего народнохозяйственного комплекса стран Содружества.
Мировое развитие демонстрирует доминирующее влияние крупных национальных и транснациональных корпораций и ФПГ. Подобные организационно-производственные объединения, основанные на критериях технологической целесообразности, составляют каркас технологического комплекса эффективных экономик большинства экономически развитых стран мира, оказывая стабилизирующее воздействие на цены и производство, а именно это требуется в сложившейся у нас экономической ситуации. В противном случае будет продолжаться организационная дробность производства, что, в свою очередь, порождает распыление и неэффективное расходование средств, приводит к провалам в области сбыта и кризисам недопроизводства. Их закономерное формирование в постиндустриальной экономике во всем мире является одним из показателей, отражающих динамику роста и повышения эффективности производства.
В современных условиях без научно-технического сотрудничества, кооперации с ТНК невозможна ускоренная модернизация промышленности стран СНГ. Наиболее эффективной она будет при установлении с ТНК отношений реального партнерства, а не когда ТНК выступают в роли патронов но отношению к компаниям из стран СНГ. Реальное партнерство стран более вероятным, если Россия, страны СНГ будут представлены во взаимоотношениях с ТНК достаточно мощными экономическими структурами.
Промедление в формировании транснациональных финансово-промышленных структур в России и СНГ может привести к следующим негативным последствиям:
· утрате уже достигнутых позиций в производстве продукции с высокой добавленной стоимостью;
· ослаблению возможностей самостоятельного выстраивания технологических цепочек в наукоемких производствах;
· встраиванию в технологические цепочки зарубежных ТНК при отсутствии альтернативных вариантов действий.
И последнее. Взаимный экономический интерес стран Содружества, несущих потери в результате разрыва традиционных связей, является важнейшим и достаточным объединяющим фактором интеграции. При наличии взаимовыгодного партнерства могут более активно заработать механизмы объединительного процесса. При этом политическая независимость стран отнюдь не противоречит взаимозависимости с позиции экономической безопасности всего Содружества.
Выгоды от вхождения в высокоинтегрированные объединения получают все хозяйствующие субъекты, будь то кредитно-финансовые институты или промышленные предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8