Рефераты. Финансовая система

В основу построения финансовой системы Украины положены принципы:

1.           Принцип деления финансовых ресурсов на централизованную и децентрализованную части / принцип демркратичного централизма/.

2.           Принцип самостоятельности / каждое звено финансовой системы является самостоятельным и отличным от других/.

3.           Принцип единства / элементы финансовой системы тесно взаимосвязанны между собой через систему финансовых отношений по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов/.

Для государственных финансов характерным есть:

4.           Принцип функционального назначения звена.

5.           Административно-территориальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая обусловленное спецификой:

1/ состава финансовых отношений;

2/ состава фондов денежного средства;

3/ источников формирования фондов денежного средства и методов аккумуляции средства;

4/ направлений использования фондов денежного средства;

5/ целевого назначения фондов денежного средства;

6/ участников формирования фонда денежного средства;

7/ участников распределения и использования фонда денежных фондов;

8/ собственника или распорядителя фонда денежного средства;

9/ роли в процессе создания, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода;

10/ части в распределении финансовых ресурсов.

В том виде, в котором она сложилась, финансовая система Украины может быть представлена таким образом:

Дальше рассмотрим финансовую систему Украины. Её составляющими являютя:

 - Финансы областей народного хозяйства / в перспективе – финансы предприятий/

 - Общегосударственные финансы

 - Финансы общественных организаций

 - Финансы предприятий, областей материального производства

 - Финансы учреждений, организаций, областей непроизводственной сферы

 Бюджетная система Украины состоит из:

 - Системы государственных внебюджетных фондов

 - Финансов НАСК "Оранта"

 - Государственного кредита

Составные финансовой системы Украины тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловленны. Финансовое состояние каждого его элемента, с одной стороны, зависит, а с другой - влияет на финансовое состояние других. Первоначальное, восходящее положение в финансовой системе занимают финансы предприятий областей материального производства, так как, в основном, здесь создается валовой внутренний продукт и национальный доход -  основные объекты распределения и перераспределения, основной источник формирования финансовых ресурсов. Учитывая на то обстоятельство, что распределение национального богатства, созданного продукта, национального дохода, финансовых ресурсов осуществляется между элементами финансовой системы, не следует акцентировать внимание на части одной из них (например, общегосударственных финансов) за счет уменьшения части других, что приводит к нежелательным экономическим, социальным и политическим последствиям.

Финансы областей народного хозяйства делятся на составные за такими признаками:

-  по областям;

-  методам хозяйствования;

-  форма  собственности;

-  организационным видам субъектов хозяйствования (см.табл.).

 Дальнейшее деление на составные имеют и общегосударственные финансы, кроме того, что они состоят из элементов, выделенных за признаком функционального их назначения. В частности, их можно разграничить за такими признаками:

-  уровнем централизации (центральное звено, республиканская, местная);

-  административно-территориального деления.

Так, бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета, республиканского бюджета республики Крым и местных бюджетов. Количество бюджетов отвечает количеству Советов народных депутатов. Кроме того, для потребностей управления складываются сведенные бюджеты.

Бюджеты Украины занимают центральное место в финансовой системе Украины, будучи основным инструментом в руках государства по распределению и перераспределению национального богатства, созданного ВВП, национального дохода, финансовых ресурсов.

Важный интерес составляет система государственных внебюджетных фондов в Украине. Стремительное развитие их с 1992 года увеличило часть государства в централизации ВВП, национального дохода, финансовых ресурсов. По своему назначению государственные внебюджетные фонды могут быть разделены на: экономические; социальные.

В особенности ярко выглядит эта составная финансовой системы Украины относительно участников создания этих фондов, методов стимуляции средства, источников уплаты отчислений, состава расходов, собственников, распорядителей и потребителей средства государственных внебюджетных фондов.

Не меньший интерес для исследования составляет связь системы государственных внебюджетных фондов Украины с другими элементами финансовой системы Украины. Прежде всего, это касается связи с бюджетной системой Украины (вывод из бюджета или включение в Государственный бюджет Украины по доходам и расходам, не задевая уровня централизации, вносит изменения в управление процессом формирования, распределения и использования общегосударственных финансовых ресурсов, в соотношение доходов и расходов).




Таблица 3.3  –  Финансы областей народного хозяйства

 

Финансы предприятия областей материального производства

Финансы учреждений, организаций областей непроизводственной сферы

В зависимости от области

Финансы

Финансы

Промышленности

Сельского хозяйства

Капитального строительства

Транспорту

Связи

ЖКК

Бытового обслуживания

Образования

Культуры

Здравоохранения

Науки

Обороны

Управления

Страхового дела

Банковского дела

Социального страхования

Социального обеспечения


В зависимости от

методов

хозяйствования

Финансы предприятий, которые функционируют на принципах комерческого расчета

Финансы учреждений, организаций, которые функционируют

На принципах комерческого расчета

На принципах денежного финансирования

На объедине-нии

комерче-ского

расчета и денежного финансиро-вания

 


В зависимости от формы собственности

Финансы предприятий, учреждений, организаций.

Основанных на государственной форме собственности

Основанных на коллективной форме собственности

Основанных на смешанной форме собственности

Основанных на частной форме собственности

В зависимости от организационных видов

                                                Финансы

Предприятий, основанных на общегосударственной собственности

Предприятий, основанных на коммунальной собственности

Хозяйственных обществ

Производственной кооперации

Потребительской кооперации

Коллективных сельско-хозяйственніх предприятий

Общих предприятий

Предприятий с иностранными инвестициями

Крестьянских (фермерских) хозяйств

Малых предприятий

Частных предприятий

Арендных предприятий


В особенности актуальным для Украины, ее финансовой системы есть усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств. Ведь это звено финансовой системы прежде всего представленное бюджетом домохозяйства, является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованный в отечественной литературе состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, соотношения доходов и расходов является свидетельством, прежде всего, уровня экономического развития государства.

Превышение доходов над расходами создает возможности экономить, а на основе свободы выбора осуществлять инвестиции или пополнять кредитные и страховые фонды, или же использовать сбережение для осуществления предпринимательской деятельности.

            Дальнейшее развитие финансовой системы Украины в общем, и его составных частях, представляет интерес для каждого гражданина государства, заслуживает внимания со стороны научных работников, парламентариев, членов правительства. [ 1 ]

 

 

 

 

 

 

 















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством.

Большое значение для финансовой системы любой страны играет денежно-кредитная и бюджетная политика государства.






























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.     Безгубенко Л.И., Финансовая система Украины в условиях экономики переходного типа , Финансы Украины, 1996г. - №9 – С. 13-18.

2.     Борисов Е.Ф., Экономическая теория, М.: «ЮРАЙТ», 1999г.

3.     Булатов А.С., Экономика, М.: «БЕК», 1997 г.

4.     Долан Э.Дж., Деньги, банки и денежно-кредитная политика, С-Пб: «Оркестр»,  1994 г.

5.     Дробзина Л.А., Финансы – денежное обращение – кредит, М.: «Финансы», 1997 г.

6.     Дробзина Л.А., Банки и биржи, Общая теория финансов, М: «ЮНИТИ», 1995г.

7.     Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс, М.: «ИНФРА-М», 2000г.

8.     Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г.

9.     Под ред. В.М. Родионовой, Финансы Украины, 1995г. - №1.

10. Под ред. В.М. Родионовой, Финансы, Финансы и статистика, 1995г. –С.21.

11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Современный экономический словарь, М.: «ИНФРА-М», 2004г.

12. Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/~rigins/ore1.htm



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.