Рефераты. Финансовая система

         Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

         Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

          На практике фискальная политика активно используется в целях стаби-лизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

          В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

        Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.


















3            ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ: ЕЁ                       ОСОБЕННОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Переходная экономика – экономика, осуществляющая переход из одного состояние в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. [ 11 ]

Совокупность финансовых институтов, объединяющих определенные финансовые отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, представляет собой финансовую систему Украины.

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических законов, либо смежными финансовыми институтами, они создают предпосылки или непосредственно действуют на углубление экономического кризиса. В настоящее время такими институтами являются институты банковского кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с зарубежными странами.

После распада Советского Союза административно-командная система к 1992г. оставила в наследство тотальное огосударствление экономической сферы, сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.

Финансовый кризис обуславливает необходимость осуществления ряда срочных административных мер антикризисного характера. Речь идёт о разумном ограничении вывоза валюты, о взятии под полный государственный контроль производства алкогольных напитков и оптовой торговли ими, и т.п. Вместе с тем перед Украинским государством стоит ряд острых проблем средне- и долгосрочного характера по регулированию переходных процессов, по созданию такого вектора экономического развития, который в перспективе позволит перейти от дикого, стихийно сложившегося, нецивилизованного рынка к «социальному рыночному хозяйству», то есть к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, успешно функционирующей в развитых странах Запада и Востока. Главная из этих проблем – первоначальное накопление капиталов. Оно привело к глубокой социальной дифференциации населения: появилась прослойка очень богатых людей («новые русские», «новые украинцы» или, одним словом, нувориши) и, соответственно, очень бедных. Поэтому процесс первоначального накопления капиталов остро нуждается в государственном регулировании, что позволит придать ему более цивилизованный характер. Государство должно оптимизировать налоговую систему. Щадящие налоги с производителей материальных благ и услуг должны сочетаться с высокими налогами со спекулянтов-перекупщиков. Налоги с физических лиц должны не только пополнять доходы бюджета, но и способствовать смягчению социальной дифференциации, поэтому налоги с физических лиц должны взиматься по прогрессивной шкале, резко увеличиваясь по мере роста их доходов. Первоочередной задачей государства является обеспечение регулярных выплат пенсий и зарплаты бюджетникам. Их многомесячные задержки не допустимы в принципе, поскольку отбрасывают значительную часть населения за грань нищеты и порождают активное противодействие рыночным реформам.

Одним из главных кризисных факторов является налоговая система. С одной стороны, она не обеспечивает бюджет государства достаточными и надёжными доходами, что порождает финансовый кризис государства на макроуровне, а с другой – подрывает финансовую базу предпринимательских структур, чем обуславливает кризис в микроэкономической среде. Сложившаяся система налогообложения не удовлетворяет ни государство, ни плательщиков.

Каковы же основные проблемы, которые должны быть решены в переходной период? Это – приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей и социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.

В государствах рыночной ориентации различают государственные и частные финансы, которые, в свою очередь, разделяют на общегосударственные финансы, финансы государственных предприятий, финансы частных предприятий и финансы домохозяйств, что можно представить в виде схемы:


Таблица 3.2


Государственные финансы

 

Частные финансы

 

Общегосударственные финансы

Финансы государственных предприятий

Финансы частных предприятий

Финансы домохозяйств

 

Финансы предпринимательства

 


Финансовые системы государств с развитой рыночной экономикой включают в свой состав лишь государственные финансы . Финансовая система Украины в современном ее виде существенным образом отличается от финансовых систем зарубежных государств:

- в распределении финансовых ресурсов приоритет отдан общегосударственным финансам;

-  финансовая деятельность государственных предприятий не совсем и не всегда ассоциируется с принципами предпринимательской деятельности;

-  негосударственный сектор экономики только начал развиваться;

-  о финансах домохозяйств к недавнему времени в Украине вообще

язык не велся.

Вопрос сути финансовой системы как в отечественной литературе, так и в литературе ближнего зарубежья является дискуссионным.

Финансовая система государства - это совокупность отделенных, но взаимосвязанных между собою элементами финансовых отношений, которые возникают в разных сферах производственной и непроизводственной деятельности в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода с целью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов (что осуществляется в фондовой и безфондовой формах при преимуществе первой) для удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Не останавливаясь детально на дискуссии по вопросу сути финансовой системы, пересчитаем лишь несколько точек зрения:

- финансовая система - это совокупность звеньев финансовых отношений и органов, которые осуществляют управление ними;

-  финансовая система Украины - это разнообразные виды фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, а также у хозяйственных субъектов и других финансовых институтов с целью экономической и социального развития ; [ 9 ]

-  финансовая система Украины - это совокупность учреждений конституционного влияния государства на распределение совокупного общественного продукта и перераспределение валового внутреннего продукта; [ 9 ]

-  финансовая система - это сферы и элементы финансовых отношений, хотя термин может употребляться также и в другом значении - как совокупность финансовых учреждений государства; [ 10 ]

-  финансовая система - это совокупность разных сфер финансовых отношений, в процессе которых получаются и используются фонды денежного средства, другими словами, финансовая система - это совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежного средства государства и предприяти.[ 6 ]

Учитывая на подготовку законопроекта по финансовой системе Украины, считаем целесообразным на основе обобщения и обсуждения существующих точек зрения, учитывая зарубежные достижения в разработке теории финансовой системы, определиться в дефинициях.

Возвращаясь к данному определению финансовой системы, укажем, что основное отличие финансовой системы от финансов - деление совокупности финансовых отношений на элементы. Учитывая на то, что речь идет о базисных отношениях, считаем за нецелесообразное включать в понятие финансовой системы органы управления финансовыми отношениями, так как эти уже отношения надстроечные. Что же касается объединения базисных и надстроечных отношений, то они рассматриваются при определении сути финансового механизма и всех его составляющих. Кроме того, следует иметь в виду, что к управлению финансами причастны не только "финансовые учреждения государства", но и органы законодательной и исполнительной власти, широкий перечень министерств и ведомств, предприятия, учреждения, организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.