Рефераты. Финансовая система

Расходы

%

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели.

40 – 50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.

10 – 20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам.

10 – 20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5 – 10

Платежи по государственному долгу.

до 7 – 8

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор).

75 – 85

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли.

5 – 8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

10 – 12





В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования государства.

Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой философию и идеологию общественного развития. Являясь частью финансовых отношений, бюджет имеет те же характеристики, что и финансы в целом, но в то же время характеризуется определёнными особенностями:

- бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанных с обособленной частью национального дохода в руках государства;

- посредством бюджета осуществляется перераспределение НД на всех уровнях народного хозяйства и по всем сферам экономики;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

Как экономическая категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:

1) валовой общественный продукт (ВОП), совокупный общественный продукт (СОП), НД - бюджет служит средством перераспределения этих категорий;

2) финансы, прибыль, налоги, кредит, заработная плата, материальное стимулирование и др. - бюджет служит результатом распределения этих категорий по отраслям производства, сферам деятельности и т.д.

Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства

Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, внутри слоев населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов - государственных и местных бюджетов, фондов соцстрахования, пенсионного обеспечения, соцзащиты, занятости населения, Чернобыльского и инновационного фондов. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение НД, но  и на его производство; накопление денежных средств; сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления производства.

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет через формирование и использование денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируется эффективность их использования, их соответствие целевому назначению. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением СОП и НД, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспределения НД.

Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, налоговой службы.

Важное значение имеет осуществление внешнеэкономической деятельности: содержание бюджета дипломатических представительств  за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является страна.

Под госбюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части СОП. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Госбюджет - это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливаемого для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетного взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий Госплана экономического и социального развития страны. Госбюджет входит в общую систему финансовых планов страны.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных доходов и расходов на основе балансовых расчетов.

Составление и исполнение финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование исполнения госбюджета - содержание бюджетного планирования. Они являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночной экономики. В условиях рыночного ведения хозяйства основными задачами финансового планирования является:

1) установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными финансами; 2) определение объемов и источников финансовых ресурсов в разрезе отраслей, отдельных предприятий и объединений; 3) рациональное распределение финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферой, отраслями экономики, экономическими регионами страны; 4) стимулирование наиболее эффективного использования денежных средств; 5) концентрация финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях экономического развития.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюджетная система  регулируется рядом законов. И в каждой стране законы разные

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей на основе действующего бюджетного права; структура бюджетной системы; взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы.

 

 

 

2                  МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ


2.1  Влияние денежно-кредитной политики государства на финансовую систему


Денежно-кредитная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержания в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных резервов. [ 11 ]

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.