На этом этапе согласовывается мандатное письмо о порядке работы Банка с клиентом по проекту и о порядке оплаты расходов на проработку проекта. Это письмо имеет обязательную юридическую силу и подписывается обеими сторонами.
Окончательное рассмотрение и одобрение
После утверждения комитетом по операциям схемы проекта руководитель операции и клиент согласовывают конкретные условия и положения финансирования проекта, которые фиксируются в перечне условий (этот документ ложится в основу юридической документации). В дополнение к этому Банк требует проведения независимого анализа исходных посылок проекта и соблюдения экологических требований. И последнее. Клиент готовит информационное письмо и направляет его Банку: в информационном письме подробно излагаются юридический статус проектной компании (и спонсоров, если это требуется) и содержание наиболее важных договоров. Банк предоставляет бланк информационного письма, который должен быть заполнен юристами компании. По завершении этих мероприятий руководитель операции, передает проект на окончательное рассмотрение в комитет по операциям до направления его в Совет директоров.
Работа на этих двух этапах утверждения проекта осуществляется параллельно с предварительным обследованием. При отсутствии возможности немедленно представить информацию в полном объеме клиент/спонсор должен договориться с руководителем операции о сроках, с тем чтобы обеспечить ее представление к первоначальному рассмотрению.
После получения Банком всех необходимых сведений сроки оформления операции обычно составляют от 3 до 4 месяцев, хотя в отношении менее сложных проектов эти сроки могут быть сокращены.
Техническое сотрудничество
В соответствии со здоровыми банковскими принципами требуется обеспечить техническое, экономическое, финансовое, юридическое и экологическое обоснование всех проектов или программ, финансируемых Банком с помощью кредитов или участия в акционерном капитале, а также приемлемость кредитного риска. В случае необходимости ЕБРР может запросить безвозмездные средства у большинства своих акционеров и ряда других доноров для содействия в финансировании работ по подготовке и реализации проекта и связанной с ним организационной базы. Распределение ресурсов ЕБРР по линии технического сотрудничества определяется исключительно операционными приоритетами ЕБРР:
• формирование и сохранение портфеля производительных инвестиций;
• поддержка реализации проекта;
• создание институциональной инфраструктуры, непосредственно увязанной с операциями ЕБРР;
• обеспечение сбалансированного соотношения проектов в частном и государственном секторах.
Работа с советниками по проекту
Для содействия в подготовке проектных предложений спонсорам рекомендуется пользоваться услугами опытных финансовых советников (коммерческие, торговые и инвестиционные банки, а также аудиторские и консультационные фирмы). Работа советников может ускорить темпы предварительного обследования Банком и, следовательно, процесс рассмотрения проекта. Если советник повышает КПД проекта и запрашивает умеренный гонорар, то такой гонорар можно оплачивать из средств, предоставленных Банком.
Работа советников приобретает особую ценность, когда она подкрепляется их стремлением участвовать в кредитовании проекта или получить причитающееся им вознаграждение частично или полностью из сумм кредита на проект или в виде участия в акционерном капитале проекта.
Экологические процедуры
На всех этапах процесса оценки проекта учитывается экологическая политика Банка. К процедурам Банка в этой области относятся отбор, исследования, такие как проводимые спонсором экологические оценки и ревизии, обзор состояния окружающей среды, включение экологических условий в юридические документы, а также экологический надзор за проектами и их оценка.
Отдел экологической оценки ЕБРР определяет форму экологического обследования, которое должны провести спонсоры до первоначального рассмотрения, а также требования в отношении учета общественного мнения. Особое значение придается Мерам, улучшающим состояние окружающей среды и охрану и гигиену труда и уменьшающим неблагоприятные экологические последствия проекта. (См. также издания Банка: "Экологическая политика" и "Экологические процедуры".)
Проекты ЕБРР должны удовлетворять национальным экологическим нормативам и экологическим нормативам ЕС, а в случае отсутствия экологических нормативов ЕС -национальным экологическим нормативам и экологическим нормативам Всемирного банка. Если эти требования на могут быть выполнены к моменту одобрения проекта Советом директоров, то с ЕБРР необходимо согласовать план обеспечения соблюдения этих нормативов в последующем.
Экологическая оценка может оказаться весьма трудоемкой, и спонсорам опять же рекомендуется обратиться в Банк на начальном этапе, чтобы узнать, какие конкретно сведения потребуются от них.
Порядок закупок товаров и услуг ЕБРР
В области закупок товаров и услуг принципы ЕБРР состоят в обеспечении открытой и честной конкурентной борьбы за контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для финансируемой Банком деятельности. В отношении проектов, осуществляемых предприятиями частного сектора, действующими в условиях рыночной конкуренции. Банк должен убедиться, что закупки товаров и услуг производятся в соответствии с обычной коммерческой практикой.
В отношении проектов в государственном секторе Банк требует от спонсора соблюдать принципы и правила закупок товаров и услуг ЕБРР для операций в государственном секторе, в частности, давая объявления о контрактах на закупку товаров и услуг. Он также требует четких и объективных технических требований и критериев оценки и не допускает дискриминации по отношению к местным или иностранным компаниям. ЕБРР публикует сведения о своих проектах в государственном секторе в разделе Procurement Opportunities сервера Банка на Интернете
Проекты ЕБРР в Беларуси:
Белорусский "Телеком"
В июле 1992 года ЕБРР подписал кредитное соглашение на 38,8 млн. USD с правительством Беларуси о финансировании объектов связи, в том числе строительства сети цифровой связи для абонентов из числа юридических лиц, получающих прямой доступ к сети международной связи.
Модернизация Оршанской электростанции
В декабре 1993 года ЕБРР подписал кредитное соглашение на 40,1 млн. евро с Министерством энергетики Беларуси на цели модернизации Оршанской электростанции, находящейся на северо-востоке страны. Кредитные средства были использованы для строительства теплоэлектростанции мощностью 62 МВт - первой такой станции в Беларуси. Это позволило стране уменьшить зависимость от импорта дорогостоящих энергоносителей и применить эффективно действующие экологически чистые технологии. Это также повысило надежность внутреннего энергоснабжения и стало еще одним шагом на пути усиления коммерческих начал в деятельности отрасли в условиях ее структурной перестройки.
Минский оптовый рынок
ЕБРР выдал кредит в сумме 5,24 млн. евро на финансирование компании "Минский оптовый рынок" в целях преобразования существующей овощной базы в современный плодоовощной оптовый рыночный комплекс, обеспечивающий круглогодичное снабжение столицы страны свежей продукцией. Оптовый рынок создает более конкурентоспособную среду для покупателей и поставщиков, а также позволит повысить качество продукции и ужесточить санитарный контроль за нею. Рынок открылся в августе 1996 года.
Реконструкция автомагистрали на участке Брест - Минск - граница Российской Федерации
В апреле 1994 года ЕБРР подписал кредитное соглашение на сумму 30 млн. USD плюс 36,5 млн. DEM на цели финансирования работ по ремонту и модернизации наиболее критических участков автомагистрали М1/Е30 в Беларуси, соединяющей Москву, Минск, Варшаву и Берлин. Еще 29,6 млн. USD вложено правительством Беларуси. В настоящее время ведется ремонт порядка 230 км автомагистрали и на ней установлены пункты сбора платы за проезд.
Кредитная линия МСП
В ноябре 1994 года ЕБРР подписал кредит на сумму 30 млн. USD в рамках кредитной линии, открытой с целью финансирования частных малых и средних предприятий (МСП) в Беларуси. Кредитные ресурсы предназначены для перекредитования ими МСП по каналам участвующих комбанков. Кредитная линия позволяет частным предприятиям получить средне- и долгосрочные финансовые ресурсы в СКВ на цели капиталовложений, а также способствует укреплению финансовой системы страны. Кредитная линия была подкреплена технической помощью, финансируемой по линии программы ТAСIS ЕС и организованной в помощь участвующим банкам в целях укрепления их организационных структур и выполнения проектов. К августу 1998 года на 24 частных подпроекта, охватывающих широкий спектр деятельности - от сферы услуг до производства, выделено 18 млн. евро в эквиваленте.
Елизовский стекольный завод
В декабре 1997 года ЕБРР предоставил Елизовскому стекольному заводу, белорусско-канадскому совместному предприятию по производству стеклотары, пакет финансирования, состоящий из кредита на сумму 7,7 млн. USD и вложения в акционерный капитал завода на сумму 1 млн. USD. Елизовский завод является одним из крупнейших в Беларуси совместных предприятий, а данный проект - первым "точечным" частным промышленным проектом в стране. Его цель - создать современное, эффективно функционирующее и экологически чистое производство стеклотары, обеспечивающее пищепром Беларуси бесперебойным снабжением высококачественной стеклотары. Общая стоимость проекта составляет порядка 21 млн. евро. По просьбе иностранного спонсора выполнение данного проекта временно приостановлено.
Приорбанк
В январе 1998 года ЕБРР приобрел 27% акций Приорбанка - одного из крупнейших в Беларуси частных банков.
Подписанные проекты ЕБРР в Беларуси (в млн. евро и по обменным курсам по состоянию на февраль 1999 года)
Наименование операции
Отрасль
Общая стоимость
Заемные средства ЕБРР
Вложения ЕБРР в акционерный капитал
Общая сумма подписанных ЕБРР ресурсов
Госсектор
Связь
41,37
35,36
0
Энергетика
32,8
33,5
Автомагистраль Брест - Минск - российская граница
Автодорожный транспорт
92,76
46
Оптовая торговля
10,01
5,9
Всего проектов в госсекторе
-
177,03
120,76
Частный сектор
Финансы
27,3
Производство
20,92
7
0,9
7,9
2,58
2,61
Всего частных проектов
58
34,3
3,51
37,81
Общая сумма по подписанным проектам
235,03
155,06
158,57
в государственном секторе
76%
в частном секторе
24%
Стоимость акций переводится в евро по обменным курсам на момент выплаты ресурсов. Это может привести к расхождениям между суммой ресурсов ЕБРР и общей суммой капиталовложений.
Используемая литература.
1. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. -М., 1995
2. Официальный сервер ЕБРР #"mailto:slavnikov_d@mail.ru">slavnikov_d@mail.ru
[1] Средние суммы по проекту на 30 июня 1999 года: частный сектор - 20 млн. евро, государственный - 33 млн.. евро.
Страницы: 1, 2, 3