Сборы
В соответствии с коммерческой практикой при подписании кредитного соглашения взимается разовый сбор на покрытие административных расходов, понесенных банком при подготовке проекта. Взимаются также ежегодная комиссия за обязательство по неиспользованным суммам кредита и комиссия за досрочное погашение.
Расходы
В соответствии с коммерческой практикой спонсоры обязаны возмещать Банку фактические расходы, как то: гонорары техническим консультантам и внешним юрисконсультам, а также путевые издержки.
Право обращения взыскания
ЕБРР не требует права обращения взыскания на спонсора, хотя-может запросить у него конкретные гарантии выполнения и завершения проекта, а также другие обычные для финансирования с ограниченным правом взыскания формы поддержки со стороны спонсоров.
Страхование
При финансировании ЕБРР требует от финансируемых им компаний или организаций обеспечения должного страхового покрытия обычно страхуемых рисков (например, от хищения, пожара, а также конкретные строительные риски). Он не требует страхования политического риска или неконвертируемости местной валюты.
Обеспечение
ЕБРР обычно требует от финансируемых им компаний или организаций залогового обеспечения кредита активами проекта, к которым могут относиться следующие:
закладная на основные фонды (земля, механизмы и здания), закладная на движимое имущество (оборудование и другие производственные активы), переуступка выручки компании в твердой и внутренней валютах, залог принадлежащих спонсору акций компании, а также переуступка прав компании на получение страхового возмещения и других вытекающих из договора выгод.
Односторонние обязательства
В пакет кредитных документов требуется также включать типовые односторонние финансовые обязательства по проекту. Согласованию н ходе переговоров вместе с различными другими вопросами подлежат и относящиеся к кредиту односторонние обязательства, ограничивающие суммы задолженности и предусматривающие определенные финансовые соотношения.
Участие в акционерном капитале
Условия инвестирования средств ЕБРР в конкретный проект зависят от рисков и потенциальной доходности проекта, а также от характеристик организации, являющейся каналом инвестирования (например, совместное предприятие).
ЕБРР не стремится к приобретению контроля над предприятиями или к взятию на себя прямой ответственности за управление ими.
ЕБРР и софинансирование
По мере возможности ЕБРР привлекает других участников к софинансированию проектов. Успешное привлечение из внешних источников капитала для финансирования проектов, спонсором которых выступает Банк, увеличивает общий объем средств для финансирования других проектов. К потенциальным внешним источникам финансирования относятся коммерческие банки и международные финансовые организации, экспортно-кредитные агентства и другие официальные источники (как то: государственные программы содействия в целях развития). Для многих заемщиков доступ к коммерческому софинансированию, предоставляемому какой-либо международной финансовой организацией, является первым шагом к самостоятельному выходу на рынки коммерческого капитала.
Совместное финансирование - осуществляется в тех случаях, когда кредиты, предоставленные ЕБРР и участниками софмнансирования, используются в определенных согласованных долях для финансирования одного и того же набора или комплекта товаров и услуг, требуемых для проекта.
Параллельное финансирование -осуществляется в тех случаях, когда кредиты ЕБРР и участников софинансирования используются для финансирования отдельных комплектов товаров и услуг,
Синдицирование - привлечение других финансовых учреждений к кредитованию на основании подготовленных Банком документов на условиях, в основном сходных с теми, на которых готов осуществлять кредитование сам Банк.
Синдицированное участие - осуществляется в тех случаях, когда ЕБРР обязуется финансировать весь кредит и во время или после оформления кредита продает участие в нем другому банку или банкам. В этих случаях ЕБРР по-прежнему несет обязательство за всю сумму, но часть своего обязательства фондирует за счет покупателя (покупателей) доли (долей) участия.
Каким требованиям ЕБРР должен отвечать проект?
Поскольку средства ЕБРР ограничены по сравнению с масштабами потребностей региона, его финансирование может иметь лишь ограниченный эффект. Главный упор Банк делает на качество своих проектов, а также на возможность повысить их действенность. Банк должен постоянно добиваться "мультипликационного эффекта" своих проектов, как то: наглядность дополнительных выгод для экономики страны, привлечение софинансирования или устранение узких мест в инфраструктуре.
При разработке схемы финансирования, наиболее полно отвечающей требованиям проекта. Банк руководствуется следующими принципами.
1. ЕБРР финансирует до 35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании.
2. От других инвесторов, в частности
промышленных, требуются значительные взносы в акционерный капитал проектов, осуществляемых с нуля, или новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация. В таких случаях промышленные спонсоры получают контрольный пакет акций или достаточные права на управление предприятием.
3. Обычно на проекты в частном секторе предоставляется не более двух третей суммы заемных средств и не менее одной трети акционерного капитала.
4. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства.
Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.
ЕБРР не предоставляет финансирования на деятельность, связанную с обороной, на табачную промышленность, на производство средств, запрещенных международным правом, и на игорный бизнес. Кроме того, Банк не может финансировать определенные производства или процессы в силу вредности их воздействия на окружающую среду или невозможности в достаточной мере ослабить их отрицательное воздействие на окружающую среду.
Примерная схема капитализации
Пай иностранного спонсора 25%
Пай местного спонсора 15%
Доля других кредиторов 10%
Кредит ЕБРР 35%
Синдицированный кредит 15%
Обращение в ЕБРР
При отсутствии ясности, с кем из сотрудников ЕБРР следует связаться, за справками следует обращаться непосредственно в бюро информации о проектах в Лондоне или в представительство ЕБРР в стране операций. Там будет оказано содействие и проведена первоначальная оценка проекта на предмет выяснения, может ли Банк помочь в его финансировании - этот этап называется подбором проектов. Этим путем должны идти все потенциальные клиенты в целях экономии собственного времени и средств.
Операции осуществляются специалистами с большим опытом банковской работы. Для работы над проектом Банк назначает руководителя операции; связь с Банком следует поддерживать через этого сотрудника. Банковский департамент состоит из территориальных отделов, курирующих все страны операций, а также отраслевых отделов (см. информационные листки ЕБРР или страничку ЕБРР на Интернете).
Коммерческие предприятия, желающие получить финансирование, или посредники, уполномоченные действовать от их имени, должны направлять запросы непосредственно в ЕБРР. Банк обеспечивает полную конфиденциальность операций.
Порядок работы Банка
ЕБРР действует по возможности оперативно, в зависимости от наличия информации и ее качества. Вместе с тем потенциальные спонсоры должны учитывать, что Банк не приступит к финансированию до тех пор, пока полностью не убедится в том, что располагает всей необходимой информацией и до конца проверенными юридическими документами.
Первоначальное обращение
Потенциальным заемщикам рекомендуется обращаться в ЕБРР на начальном этапе работы над проектом, чтобы сотрудники Банка могли проконсультировать их по вопросам порядка действий и возможных схем проекта, а также ввести их в курс соответствующих аспектов проектного цикла. На этом начальном этапе Банку требуются от клиента следующие максимально подробные сведения:
• об акционерах, как местных, так и иностранных;
• о содержании производственной
деятельности и обосновании проекта, т.е. четкое изложение делового предложения, его технических, экономических/коммерческих аспектов;
• о первоначальном предложении относительно характера возможного участия ЕБРР: например, в качестве партнера в акционерном капитале, в качестве источника кредитных средств (кредитора) или одновременно и того, и другого.
Представляемые на этом этапе сведения должны быть достаточными, чтобы Банк мог определить, укладывается ли предлагаемый проект в основные направления и стратегию его деятельности и стоит ли Банку заниматься его дальнейшей проработкой. За этим следует первый этап процесса прохождения проекта - утверждение концепции, проекта.
Экспертиза и одобрение
После утверждения концепции Банк начинает процесс экспертизы проекта (предварительное обследование).
Внутренний процесс утверждения проектов в Банке состоит из двух этапов.
Первоначальное рассмотрение
Руководитель операции и клиент согласовывают общую схему (включая предлагаемую схему финансирования и сопутствующие обязательства) проекта на начальном этапе его оценки. Этот материал оперативно передается в комитет по операциям Банка на утверждение.
Страницы: 1, 2, 3