Рефераты. Финансирование образования в Республике Казахстан

"Представляется, что в сложившейся общественно-политической и социально-экономической обстановке целесообразным и своевремен­ным было принятие государственной программы реформирования  высшей школы в Республике Казахстан. В данной госпрограмме могут быть развиты положительные тенденции в развитии негосударственной системы высшего образования последующим направлениям: установ­ление экономико-правовых режимов конкурсности и состязательности, при участии субъектов образовательного рынка в выполнении государственного заказа: установление единых налоговых льгот, экономических стимулов и преференций для вузов независимо от форм собственности: создание стимулирующих условий для объединения капиталов, рационального использования имеющегося кадрового потенциала, материально-технической информационной базы. Наде­ление негосударственных  вузов учебными площадями в форме натурных грантов. Создание разветвленной информационной сети, обеспечивающей доступ к национальным базам данных и банкам знаний.

В этом случае предпочтительными выглядят две модели функционирования вузов:

Частные учебно-исследовательские  центры, образовавшиеся в ходе слияния негосударственных вузов, предназначенных для подготовки специалистов прикладного профиля для работы в предпринимательских структурах. Их преимущественная организационно-правовая форма - хозяйственные товарищества;

Некоммерческие самоуправляемые, автономные университеты с сохранением бюджетного финансирования и государственных дотаций для подготовки специалистов области фундаментальных наук, проведения исследований в этих областях знаний.  Они могут быть созданы за счет объединения вузов с профильными НИИ, проектными и внедренческими организациями, интеграции с негосударственными вузами.

Что же это даст? Во-первых, появляется принципиальная возможность ослабления нагрузок на государственный бюджет за счет создания   альтернативной   системы   финансирования   высшего образования, привлечения дополнительных средств из коммерческих сфер, размещения целевых накоплений населения. Во-вторых, повышения качеств образования за счет использования технологий интенсивного обучения, тиражирования уникальных, авторских обра­зовательных программ, новых методов подготовки кадров высшей квалификации. В-третьих, предоставление возможности дополнитель­ного заработка ведущим работникам образования, науки и культуры, рациональное использование имеющегося потенциала высшей школы"[6]

 Переход к ступенчатому образованию, программно-целевым методам в образовании.

  "Традиционные формы образования исчерпали себя и уже не могут в полной мере соответствовать социальному заказу общества, динамике спроса на рынке труда. В западно-европейских странах, как правило, принята двухступенчатая модель высшего образования: первая ступень (2-3 года), после чего выпускникам выдается диплом бакалавра, свидетельствующий о получении общего высшего экономического образования.

 Очевидно, сокращение сроков обучения потребует принципиально иной техники и технологии обучения, преподавания, где упор должен быть сделан  на  индивидуальную работу со студентами,  их самостоятельные  занятия. Однако - это требование времени  экономической ситуации."[6]

          "Основной задачей образования является создание инфраструктуры, информационного обслуживания и сервиса субъектов рынка образовательных услуг, его клиентов, партнеров, пользователей и потенциальных потребителей".[6]

          "Инфраструктура образования может быть сокращена в количественном отношении путём закрытия школ и классов. Уменьшения численности учащихся. Даже в сравнительно развитых странах, переживающих демографический спад, этот процесс может оказаться болезненным, в частности, на местном уровне, где политические силы нередко отличаются большой активностью. В некоторых развивающихся странах, особенно в Азии,  численность школьного контингента в следующей половине столетия, по-видимому, будет устойчивой или даже сократится. Однако во многих бедных странах, где в 1985 г. и без того ощущалась острая нехватка учебных заведений, ещё в течении длительного времени будет продолжаться значительный рост населения школьного возраста. Намеренное сокращение образовательных возможностей здесь немыслимо. С другой стороны, этим странам хорошо знакома практика урезывания программ развития в условиях финансового кризиса".[7]

          "Второй путь решения проблемы заключается в передаче отдельных учебных заведений и даже целых звеньев системы в ведение местных органов власти или частного сектора. Правительство может оказаться, например, от содержания дошкольных учреждений, передав их общинам и добровольным ассоциациям, или же предложить промышленным и коммерческим предприятиям взять на себя ответственность за профессиональное образование. Школы можно сделать частными и передать в руки церквей и других религиозных организаций, местных органов власти или общин. Пример тому является Пакистан, где недавно некоторые категории религиозных учебных заведений были денационализированы. Такого же результата можно достичь и в том случае, если правительство ограничит своё участие в деле развития образования и будет привлекать к нему частные и добровольные организации".[7]

          Ограничительные меры могут также носить качественный характер: при сохранении сети государственных учебных заведений сокращается объём выделяемых ресурсов и снижается уровень требований к их качеству. Можно, например, занизить технические требования в строительстве, поставлять менее дорогостоящее оборудование, делать более дешёвые переплёты для учебников. Наиболее простой и обычный путь свёртывания затрат — это пассивное отношение к вопросам образования. В результате без соответствующего увеличения бюджетных ассигнований растёт наполняемость классов, падает реальная заработная плата учителей и квалифицированные преподаватели покидают школы, а их место занимают малоподготовленные и неопытные, растёт число случаев работы по совместительву. Такой тактики придерживается весьма часто, что в конечном счёте приводит к ухудшению материального положения учителей, снижению качества обучения.

          "В целях сохранения количественной отдачи системы образования в условиях отсутствия основных финансовых средств следует повышать эффективность на всех уровнях. Здесь возможны четыре пути. Первый из них — это использовать преимущества торгов и другие более эффективные процедуры для приобретения, например. Учебного оборудования по более низким ценам. Этого можно достичь при заключении выгодных соглашений по оптовым закупкам или при обращении к более дешёвым источникам снабжения".[8]

          Далее, экономию даёт сокращение непроизводительных расходов (например, бережное использование электроэнергии, отлаженная система составления платёжных ведомостей и т. д.). Определение "потерь" может быть и субъективным. Одни исследователи считают предоставление жилья учащимся излишеством; другие же находят этот момент существенным, а иногда и просто необходимым. Можно также услышать возражения против обеспечения питанием в школе и школьной формой, сохранения полной заработной платы учителям во время их обучения на курсах усовершенствования, якобы высокой заработной платы вспомогательного персонала и т.д.. Таким образом, путём лишь устранения потерь  и "излишних" структур во многих странах можно добиться сокращения на 10%, бюджетных затрат без существенных изменений в общем объёме и качестве образования.

   "Наиболее часто обсуждаются возможности снижения текущих удельных издержек путём более эффективного использования учителей, помещений и оборудования, с тем чтобы поддержать относительно стабильный уровень расходов максимально возможного числа учащихся. Отдачу учителей можно повысить посредством составления продуманного расписания занятий, создавая условия для обучения большего числа учащихся за определённый период времени, а также более рационального использования классных комнат и лабораторий в течение учебной недели или учебного года. Оптимальное расписание и слияние школ и классов, включая совместное обучение учащихся разных уровней и т.д. — все эти вопросы занимают видное место в повестке дня национальных и международных совещаний руководящих работников просвещения, стремящихся извлечь выгоду из имеющихся в их распоряжении ресурсов. Осуществление таких мероприятий может дать экономию бюджетных средств в размере 10 или даже 15% во многих системах формального образования".[8]

          И наконец, совершенствование технологии обучения. Здесь я имею в виду прежде всего радикальные преобразования в технологии, поскольку пересмотр расписаний, ротация классов, отказ от школ-интернатов и прочие меры также несут в себе определённые перемены технологического характера. К коренным изменениям относится введение в широком масштабе системы "дистанционного" обучения, примером тому являются новые открытые университеты в Таиланде и Индонезии или осуществлявшийся ранее в Республике Кот д`Ивуар проект обучения по телевидению. Другим возможным решением является переход от традиционной практики обучения к системе, предусматривающей самообучение с использованием модульных учебных наборов, взаимное обучение, расширение роли помощников учителей и т.д. Наиболее широко известным проектом в этой области является программа "Импакт", осуществляемая в настоящее время в Азии.

Вопрос финансирования образования в отечественной прессе освещается достаточно широко в дни разработки государственного бюджета и начала учебного года, как в специализированных изданиях, так и в обще направленных.

 

                                      Cписок  используемой  литературы:

 

          1-"Приоритетные  направления развития образования и науки на ближайший период" К.Е.Кушербаев, министр Образования и науки РК. Из выступления на расширенном заседании Коллегии Министерства.//"Актуальные  проблемы высшей школы" 2000 год. №1,4

стр.15-23.

          2-" Закон об образовании  РК". Глава 6 (Экономика образования) Статья  43,44,45.

3- Журнал "Высшая школа Казахстана", № 1, 1999 г., стр. 15-24

      4- Журнал "Поиск" N 52(554) 31 декабря 1999 г.

5-"Бизнес-образование в Республике  Казахстан: Проблемы и стратегические ориентиры на  XXI век". С.Сатубалдин, исполнительный директор КИМЭП  при  Президенте Республики  Казахстан, академик, доктор экономических наук, профессор.//"Актуальные  проблемы высшей школы" 2000 год. №1,4

6- Н.А. Назарбаев. "Казахстан 2030". Издательство "Бiлiм".

7- Журнал "Учитель Казахстана" № 31-32, 1 сентября 2001.               

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.