Рефераты. Финансирование образования в Республике Казахстан

Для осуществления количественного, финансового анализа источников внебюджетных дополнительных средств объектов системы высшего образования, основные виды доходов и поступлений учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах приведем в следующей группировке:

 

               

А. Внутренние источники финансирования:

 

v    средства отдельных граждан;

v    корпоративное финансирование;

v    средства от реализации ценных бумаг в области образования;

v    лизинг учебного оборудования, образовательной технологии и т.д.

Средства, привлекаемые от граждан и корпораций на внутреннем рынке могут быть сгруппированы в следующем порядке:

v    Доходы от предоставления образовательных услуг в рамках государственного

стандарта.

v    Доходы от предоставления платных услуг.

v    Доходы от изготовления и реализации учебно-бланочной продукции.

v    Доходы от изготовления и реализации продукции мастерских.

v    Доходы от хоздоговорных научно-исследовательских работ.

v    Доходы от депозитных вкладов и ценных бумаг.

v    Доходы от сдач в аренду автотранспорта, спортивных сооружений, временно

свободных площадей, эффективного использования материальной базы и т.д.

v    Значительный удельный вес в общих доходах учреждений образования по результатам анализа последних лет, как правило, приходится на доходы от предоставления образовательных услуг (79,1%), на доходы от аренды (8,2%) и на доходы от предоставления платных услуг (5,7%)

v    В том числе, доходы от образовательных услуг в рамках государственного

стандарта состоят, в основном из средств, поступающих от юридических и

физических лиц по прямым оплачиваемым договорам за подготовку и переподготовку специалистов.

v    Доходы от аренды - средства, поступающие от сдачи в аренду временно свободных площадей учреждениями образования.

v    Доходы от предоставления платных услуг состоят из специальных средств,

поступающих за обучение по дополнительным образовательным программам,

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие

углубленным изучением предметов и другие, стоящие за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

v    Кроме того, к дополнительным средствам относятся суммы по поручениям,

депозитные суммы, спонсорские и другие.

Расширение деятельности объектов системы высшего образования, с точки зрения количества предоставляемых услуг и выполняемых работ, связано с развитием и модернизацией отечественного рынка услуг и работ, а также соответствующим нормативно-правовым оформлением.

Вместе с тем, размер получаемых доходов от дополнительных источников

финансирования на рынке услуг, в свою очередь, зависит от изменений налоговой структуры (например, от изменений ставки НДС или льгот по его уплате). При общей политике государства, нацеленной на экономический рост, снижение бюджетных ресурсов в сферу образования должно быть компенсировано смягчением налогового бремени, например, расширением налоговых льгот, снижением ставки НДС или их дифференциацией.

На практике, в результате внесенных изменений и дополнений Законом Республики   Казахстан от 8.12.1997г. № 2001, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", получается двойное обложение сферы образования. С одной стороны, бюджетное финансирование очень жесткое, с другой, предоставление платных услуг отнесено к предпринимательской деятельности. Данная ситуация требует внесения соответствующих коррективов в названный Указ Президента Республики Казахстан.

 

Б. Внешние источники финансирования:

Внешние инвестиции из правительственных и неправительственных фондов; От реализации ценных бумаг в области образования на внешних рынках и т.д. В настоящее время внешние инвестиции, как источник дополнительных поступлений для объектов сферы высшего образования, в основном, имеют форму грантов, гуманитарной, культурной и технической помощи от зарубежных партнеров на конкретные цели развития."[3]    К примеру:

" 11 сентября 2001 года  между  Правительством Республики   Казахстан и Исламским Банком Развития  заключено Соглашение о Технической помощи (грант) по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института Министерства   образования и науки Республики   Казахстан 

Одобрен проект Соглашения о Технической помощи (грант) между Правительством Республики   Казахстан   и Исламским Банком Развития по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института Министерства   образования  и науки Республики   Казахстан   и предложение Министерства   образования   и науки Республики   Казахстан   о выделении средств софинансирования данного проекта из республиканского бюджета на 2002 и 2003 годы.

В соответствии с Соглашением, Банк выделяет в счет предоставляемых

Правительству средств грант Технической Помощи в сумме, не превышающей

ID262,308 (двести шестьдесят две тысячи триста восемь) исламских динаров,

ориентировочно эквивалентной 341,000 (триста сорок одна) тысячам долларам США, для оказания Технической Помощи в   финансировании   проекта по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института Министерства   образования   и науки Республики   Казахстан   (далее - Проект), основные компоненты которого описаны в Приложении-1 к настоящему Соглашению.

Организацией-Исполнителем по выполнению Проекта является Физико-технический институт Министерства   образования   и науки Республики   Казахстан .

Правительство гарантирует, что Организация- Исполнитель будет наделена всеми полномочиями, необходимыми для выполнения Проекта в сроки, определенные в Проектной документации"[4]

"Цели грантов технической, гуманитарной и культурной помощи состоят в содействии финансовому потоку и их эффективному использованию, в усилении способности развития получателя. Составной частью грантов является определение, составление, осуществление и эксплуатация проектов развития, усовершенствование институциональных способностей получателя, выработка стратегий, планов и программ развития, и проведение исследований, ориентированных на конкретный сектор, стимулирование передачи технологии.

«Имущество (основные фонды) социальной сферы, находящиеся в государственной собственности, закреплено за государственными учреждениями и организациями данной сферы на праве оперативного управления, в соответствии со статьями 192, 202 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27.12.94г., что в настоящее время ограничивает возможности финансово-экономического механизма социальной сферы. По данным экономического анализа, имея достаточные фонды, доходы от внебюджетной деятельности за 1998 год в целом составили - 19,9% к сумме открытых кредитов (бюджетному финансированию).»[3]

«Учитывая тяжелое финансовое положение объектов системы высшего образования и его приоритетное значение в рамках стратегии развития Республики Казахстан "Казахстан - 2030" - делегирование прав распоряжения имуществом и залога объектам сферы позволит осуществить внедрение и развитие внутренних механизмов финансирования отрасли как одного из феноменов социальных инвестиций.При этом, принимая во внимание достижения рынка ценных бумаг отечественной экономики и опыт зарубежной практики необходимо разработать и ввести новый финансовый инструмент механизма финансирования социальной сферы.

Известно, что сбалансированное состояние или поступательное развитие любого общества базируется на его интеллектуальном потенциале. Соответственно государственная политика Республики Казахстан в области высшего образования  должна быть построена на принципиальных положениях, учитывать мировой опыт, а также практику отечественного образования. Принципы многомерны, но, прежде всего, они должны отражать интересы общества в целом, государства и самой системы высшего образования.»[3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.