Рефераты. Частные деньги: проблемы и перспективы развития

предоставлявшихся правительству в рамках повседневной деятельности Банка.

Концентрация привилегий в руках Банка обеспечила ему престижную и влиятельную

позицию в финансовом мире, имевшую результатом, в частности, тот факт, что

мелкие частные фирмы испытывали трудности, конкурируя с Банком в тех же сферах

бизнеса, и большинство частных банкнот в Лондоне закончили свое существование

примерно к 1780 г. Другим следствием такого развития событий стало то, что

мелкие банки обратились к практике хранения своих средств в Банке Англии,

который, таким образом, уже начал приобретать черты центрального банка.

Период 1797-1819 гг. представляет для нас интерес не только в связи с тем,

что он прекрасно демонстрирует ту силу, с которой правительство оказывало

нажим на Банк, но также и потому, что следствием политики правительства в

отношении Банка, в конце концов, стало дальнейшее укрепление позиции

последнего в банковской сфере страны.

Начиная с 1800 г., на всем протяжении периода быстрого обесценения фунта,

сопровождавшегося феноменальным расширением военных кредитов, банкноты Банка

Англии практически служили законным средством платежа. Они не были официально

признаны таковыми до 1812 года, но, поскольку эти банкноты являлись средством

осуществления всех правительственных платежей и в какой-то мере из патриотических соображений, как правило, принимались везде по своей номинальной стоимости.

Наконец, в 1812 г. правительство объявило их универсальным законным средством

платежа.

Закон 1844 г. провозгласил окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии. Закон определил, что фидуциарная (не обеспеченная золотом) эмиссия Банка должна ограничиваться 14 миллионами фунтов. Все прочие существовавшие к тому времени эмиссионные банки получали право на продолжение своей деятельности, однако, максимальный предел эмиссии для каждого из них фиксировался на том среднем уровне, который в преддверии принятия Закона был достигнут данным конкретным банком. Эмиссионные права банков терялись ими в тех случаях, когда они сливались либо поглощались другими банками, а также, если они добровольно отказывались от такого рода прав, причем Банк Англии должен был по Закону приобретать права таковых в объеме двух третей от утвержденной для них эмиссии. Приобретение эмиссионных прав вновь образованными банками было запрещено.

 

Гладстон, выступая на парламентских дебатах по Банковскому акту сэра Роберта Пила в 1844 и 1855гг., заметил, что даже любовь сделала дураками меньше людей, чем рассуждения о природе денег.

Карл Маркс, 1859

 

Глядя на Закон 1844 г. с сегодняшних позиций и, таким образом, зная о

последующем развитии событий в банковской сфере, в частности, о процессах

слияния в последней четверти XIX в., невозможно не заметить ненормальность

того положения, в которое Закон поставил провинциальные эмиссионные банки.

Поскольку им было запрещено приобретение, путем ли прямой покупки или в

результате слияния, права эмиссии других эмиссионных банков, это приводило к

консервации мелких банков даже в тех ситуациях, когда их объединение было

экономически целесообразным. Так происходило потому, что прибыль в случае

сохранения за собой эмиссионных прав могла перевешивать выгоды объединения в

более крупный концерн.

Начиная с той поры, акционерные банки концентрировали свои усилия в сфере депозитного бизнеса.

 

 

1.1.2  Развитие централизованной банковской системы во Франции

 

Оказавшийся неудачным первый опыт эмиссионной деятельности во Франции на многие годы задержал развитие банковской сферы в этой стране. Монопольные права, дарованные в 1716 г. Джону Ло (John Law) на деятельность его Банка Женераль (Banque Generale), имели результатом катастрофические масштабы бумажной эмиссии и последующее закрытие банка, просуществовавшего всего пять лет.

Вслед за этим правительство увеличило ограничения на учреждение эмиссионных банков, и, хотя в других областях банковского бизнеса, главным образом, в кредитной и валютной его сферах, образование фирм все же происходило, ни один эмиссионный банк так и не был учрежден вплоть до 1776 г. Первым из таких банков стал Кэс д'Эскомт (Caisse d' scompte), партнерство с ограниченной ответственностью, основанное Тюрго (Turgot), министром финансов Франции. С самого начала своей деятельности банк имел весьма тесные отношения с правительством, со временем фактически став филиалом финансового департамента правительства. Обещание предоставить казначейству займ в 6 млн. франков, данное банком в 1783 г., вызвало "набег" на банк и вынудило тот приостановить выплаты. Плачевное положение финансов государства, к тому времени уже сильно задолжавшего Кэс, привело к тому, что в 1788 г. курс банкнот банка был

определен в принудительном порядке. За этим последовало установление ассигнационного режима. Первые ассигнации 1789 г., которые не являлись, по сути, законным средством платежа, а были лишь обеспеченными национальным богатством (biens nationaux) краткосрочными процентными государственными облигациями, учитывались, как правило, Кэс. Однако в 1790 г. ассигнации стали законным средством платежа. После этого Франция утонула в потоке ассигнаций, доведя Кэс до банкротства и оставив на многие годы всеобщее неверие в бумажные деньги.

Учреждение эмиссионных банков было запрещено по декрету 1792 г., однако, последовавшая затем отмена декрета и восстановление обычных денег в 1796-1797 гг. подтолкнули ряд парижских кредитных банков к осуществлению эмиссионной деятельности. Главными среди них были Кэс де Комт Куран (Caisse des Comptes Curants) и Кэс д'Эскомт дю Коммерс (Caisse d' scompte du Commerce). Следующее новшество имело место в 1798 г., когда в Руане (Rouen) был открыт первый в провинции эмиссионный банк. Банк приступил к эмиссии мелких банкнот номиналом в 100 франков, в то время как парижские банки не имели обыкновения выпускать банкноты номиналом менее 250 франков. Свобода, определявшая условия банковской деятельности во Франции, не вызвала никаких финансовых катастроф и оказалась вполне удачным выбором, однако ряд политических событий обрек такое положение вещей на скорый конец.

Мания централизации, преследовавшая Наполеона, а также те трудности, с

которыми он столкнулся в попытках учета государственных ценных бумаг, --

трудности, вызванные главным образом недоверием к тогдашнему правительству, --

заставили Наполеона обратиться к идее об использовании возможностей банка,

созданного под началом правительства. Таким образом, в 1800 г. ему удалось

убедить акционеров Кэс де Комт Куран закрыть компанию, превратив ее в новый

банк, получивший название Банка Франции (Bank of France).

Уставной капитал Банка в 36 млн. франков был частично финансирован за счет

капитала Кэс де Конт Куран, частично -- за счет дополнительной эмиссии акций

Банка, а также из правительственных средств, заимствованных из фонда погашения

государственного долга. Вскоре после создания Банка правительство распродало

значительную часть принадлежавших ему акций, что, однако, не повлекло за собой

увеличения независимости Банка. В 1802 г. состоялись новые переговоры,

сопровождавшиеся неприкрытыми манипуляциями, и их конечным итогом стало то,

что Кэс д'Эскомт дю Коммерс был вынужден против собственной воли войти в

состав Банка Франции.

Однако наиболее жестокий удар по конкуренции был нанесен год спустя, когда

правительство, во исполнение знаменитого Закона 24-ого Жерминаля XI года (loi

du 24 Germinal an XI), даровало Банку Франции исключительную привилегию на

эмиссионную деятельность в Париже, распорядилось об изъятии к определенной

дате банкнот банков, ранее обладавших правом на эмиссию, а также наложило

запрет на создание эмиссионных банков в провинции за исключением случаев,

согласованных правительством, которое закрепило за собой права не только на

разрешение всякой эмиссионной деятельности, но и установление ее максимальных

пределов. Предлогом для принятия такого решения стал незначительный финансовый

кризис 1802 г., хотя тогда никто не предъявил свободно конкурирующим банкам

никаких обвинений по этому поводу.

С самого начала своего существования Банк Франции находился в условиях

постоянного давления со стороны Наполеона. Уже в 1804 г. между Наполеоном и

Банком разгорелся спор, вызванный нежеланием последнего предоставить в обмен

на ценные бумаги правительства кредит по выгодной для Наполеона цене. Под

нажимом Наполеона Банк все же выдал чрезмерный кредит и выпустил банкнот

больше, чем мог обеспечить имевшимися в его распоряжении резервами.

Сверх эмиссия, вкупе с широко распространившимися слухами о том, что Наполеон,

в целях обеспечения военных нужд, отправил Банковские резервы драгоценных

металлов в Германию, поставили Банк в тяжелое положение в следующем году. Банк

был вынужден частично приостановить платежи, а его банкноты упали в цене на

10--15%. Вину за это Наполеон возложил на сам Банк, распорядившись поставить

его в еще большую зависимость от правительства. В соответствии с этим, в 1806

г. он предоставил государству большинство голосов в администрации Банка,

заменив избиравшийся акционерами Комитет на назначаемых главой государства

Управляющего и двух его заместителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.