|
Коммерческие банки |
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
Государственные |
|
Частные |
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Акционерные |
|
Паевые |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Открытого типа |
|
Закрытого типа |
|
||||||||
Рис. 1.1. Банковская система Украины |5; 223|.
Статус и принципы деятельности НБУ определены основным Законом.
Руководящим органом НБУ является Правление, состав которого назначается Верховной Рады сроком на 4 года. Однако НБУ оперативно подчинен Кабинету министров. Председатель Правления НБУ входит в состав Кабинета Министров Украины. Верховная Рада ежегодно утверждает основные направления денежно-кредитной политики, а также рассматривает отчет НБУ и утверждает распределение его прибыли. Политика НБУ, его оперативная деятельность по денежно-кредитному регулированию координируется с программой действий и практикой работы Кабинета Министров Украины |6; 238|.
С точки зрения на капитал центральные банки разделяются на:
- государственные - капитал которых принадлежит государству (Государственные центральные банки существуют в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);
- акционерные - в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков - членов ФРС
- смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (например центральные банки в Бельгии и Японии). Однако, независимо от того принадлежит капитал центрального банка государству или нет, между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка, т.к. он играет особую роль в проведении экономической политики правительства.
В различных банках формы взаимоотношений и взаимосвязи между центральным банком и государством отличны друг от друга. Выделяются две модели таких связей:
Первая - центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводит его денежно-кредитную политику.
Вторая - центральный банк не зависит от правительства, что обеспечивает ему возможность самостоятельно проводить денежно-кредитную политику.
Однако на практике “в чистом виде” эти модели не функционируют. В большинстве стран существуют промежуточные модели. Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
Среди объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить важнейшие:
- участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
- процедура назначения руководства банка;
- степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
- права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
- правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком |9; 379|.
Таким образом, эти факторы свидетельствуют о месте центрального банка в экономике страны и его влиянии на экономические процессы.
Глава 2. Задачи и функции центрального банка.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе и призваны регулировать кредит и денежное обращение, обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и её курса, сглаживать перепады в уровне деловой активности, стимулировать рост национальной экономики.
Одной из важнейших задач центрального банка является укрепление денежного обращения в стране. Проводимые меры направлены на:
- поддержание покупательной способности денег внутри страны;
- поддержание стабильного соотношения между национальной валютой и твердыми иностранными валютами;
- сохранение долгосрочного равновесия платежного баланса |5; 225|.
Одной из задач центрального банка является предотвращения или по крайней мере сглаживание финансовых спадов. Для этой цели центральный банк использует кредитные ресурсы, направляя их в приоритетные отрасли и на цели увеличения производства.
Одна из самых важных задач центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. изменять ту его часть, которая представлена прямыми и гарантированными облигациями. Прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями.
Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения. Операции с государственными ценными бумагами позволяют: обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита; способствовать проведению более эффективной денежной политики и обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все прочие элементы рынка капитала.
Ещё одной задачей центральных банков является: регулирование деятельности банков, проведение единой процентной политики,
Успешное выполнение задач центральным банком способствует быстрому развитию рыночной экономики. Таким образом, центральный банк регулирует деятельность банковской системы в пределах прав и полномочий и несёт ответственность перед обществом за функционирование банковской системы в целом. В современных условиях центральные банки выполняют функции:
- эмиссионный центр страны;
- банк банков;
- банк правительства;
- валютный центр;
- центр денежно-кредитного регулирования экономики |1; 60|.
1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что центральный банк в настоящее время обладает монопольным правом на выпуск банкнот. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет так же эмиссию монет. Объемы эмиссии наличных денег регулируются банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резервы в центральном банке.
Значение функции эмиссионного центра несколько снижены, т.к. банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако, банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банковской эмиссии.
2. Функция “банка банков”. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главными его клиентами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают как бы посредниками между экономикой и центральным банком.
Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.