Фактор конкуренции – конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции, назначив высокую цену или устранить ее, назначив минимальную. Если товар требует особого метода производства, или производство очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут конкурентам, чем им стоит заняться.
Фактор стимулирования сбыта – в цену товара включается наценка, которая окупает мероприятия по стимулированию рынка, при выпуски товара на рынок. Рекламе нужно перейти порог восприятия, прежде чем потребители узнают о товаре. Все средства, затраченные на стимулирование сбыта, должны в дальнейшем окупаться за счет продаж товара.
Фактор распределения – распределение товара значительно влияет на его цену. Чем ближе товар к потребителю, тем дороже для предприятия его распределение. Если товар будет поступать на прямую к потребителю, то каждая сделка становится отдельной операцией, а деньги, предназначенные поставщику, получит производитель, но и его издержки возрастут. Преимущество такова метода распределения заключается в полном контроле над продажами и маркетингом.
При продаже товара крупному розничному торговцу или оптовику, продажи исчисляются уже не единицами, а десятками, но контроль над продажами и маркетингом утрачивается.
Распределение товара является самым важным фактором в маркетинге после самого товара. При покупке, товар редко удовлетворяет запросы покупателей полностью. Поэтому они идут на уступки в качестве, весе, цвете, технических данных и т. п., более или менее охотно в зависимости от уровня цен, но даже если у данного продавца самые низкие цены на рынке, никакая реклама не может компенсировать отсутствие нужного товара в нужное время в нужном месте.
Найти компетентных дистрибьюторов, которые бы активно взялись за продажу товара, весьма дорогостоящее дело. Они захотят получить плату за хранение на складах и распределение товаров сразу после их продажи. Эта сумма должна входить в цену и не превышать аналогичных расходов конкурентов.
Фактор общественного мнения – обычно у людей имеется некоторое представление о цене товара, независимо от того, является ли он потребительским или промышленным. Приобретая товар, они руководствуются некоторыми границами цен, определяющие, по какой цене они готовы купить товар.
Предприятие должно либо не выходить за эти границы в ценах на свой товар, либо оправдать, почему цена на него выходит за нее. Товар может превосходить существующие аналоги по каким-то качествам, и если такие преимущества воспринимаются покупателями положительно, то цену можно поднимать, если же преимущество данного товара не так очевидны, требуется прибегнуть к дополнительной рекламе.
Фактор обслуживания – обслуживание участвует в предпродажном, продажном и послепродажном этапах сделки. Расходы по обслуживанию должны входить в цену. В такие расходы входят: установка оборудования, доставка товара, обучение персонала, предоставление гарантии или права оплаты в рассрочку.
Для многих товаров послепродажное обслуживание не требуется, но значительная группа товаров широкого потребления требует предпродажного обслуживания, например, помещение их на витрину или демонстрации качеств. Весь этот сервиз должен окупаться через цену товара [2].
1.2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО ИЗДЕРЖКАМ
Данный способ широко распространен в виду того, что он довольно несложен для малых предприятий. Определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются все остальные издержки и установленную величину прибыли. В результате вычислений получается цена товара.
Типичным примером ценообразования по издержкам является розничная торговля. Цена здесь определяется следующим образом: к величине средств, затраченных на закупку, добавляется определённый процент на покрытие других издержек, процент прибыли (плюс, соответствующий процент для выплаты налога на добавленную стоимость, если данный налог взымается).
Специальный процент прибавляется к закупочной цене для покрытия времени оборота товара или услуги (такое время получило название оборачиваемость запасов). Чем ниже этот показатель, тем больше времени требуется для того, чтобы распродать все запасы со склада, и тем самым ниже становится процент прибыли. При торговле скоропортящимися товарами, возможно обернуть весь объём запасов несколько раз в течение недели. Например, разница между товарной ценой, таких товаров как рыба или овощи, и их себестоимостью не очень велика, но в результате их хорошей оборачиваемости можно получить значительную прибыль, «обернув» такой товар многократно за короткий промежуток времени. И наоборот, для товаров с низкой оборачиваемостью характерна значительная разница между продажной ценой и себестоимостью. В этом случае за товар выручается больше денег, но не так часто как в случае с рыбой или овощами. Например, для торговли мебелью, являющейся товаром длительного пользования, разница между продажной ценой и себестоимостью составляет 45-50%, а для ювелирных изделий этот показатель еще выше [2].
Сложности метода ценообразования по издержкам. Ценообразование по методу «средние издержки плюс прибыль» довольно несложен, но его рекомендуется применять лишь, когда деятельность предприятия относительно проста.
Вполне оправдано применение данного метода ценообразования, если деятельность предприятия связана с посредничеством, т. е. приобретением товара у производителей и продажей их розничным продавцам, так как производители, товары которых реализуются предприятием, обычно сами устанавливают цены на свою продукцию.
Другое дело, когда речь идёт о производственном предприятии. Здесь возникают две основных проблемы:
1) если предприятие длительный срок основывает ценообразование на свои товары на методе основном на учете расходов, то конкуренты могут это заметить и смогут легко обойти это при помощи дифференцированного ценообразования;
2) другая важная отрицательная черта – это то, что метод ценообразования по издержкам ориентирован на предложение, а не на спрос. А ведь именно спрос на товар и создаёт сбыт и определяет прибыль предприятия. Если избранный метод ценообразования игнорирует спрос, то предприятие будет либо терять клиентов из-за слишком высоких цен, либо упускать прибыль из-за слишком низких цен.
1.3 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА СПРОСЕ
Суть данного подхода к ценообразованию состоит в том, что надо установить такую
цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар. К сожалению, покупатели редко сообщают о том, сколько они готовы заплатить. Продавец должен сам назвать цену.
Здесь при назначение цен советником может стать уровень цен на аналогичные товары и услуги. При продаже товара следует обратить внимание на цены его аналогов в магазинах, супермаркетах, на оптовых базах, каталогах для заказов товаров по почте и других возможных торговых точках. Если имеется возможность, то можно провести анализ: из каких материалов сделаны аналоги, каково их качество. Высокая цена обычно оправдана высококачественными материалами, великолепным дизайном и т. д. при такой системе лучше назначать высокую цену и давать скидку, чем продавать по нормальной цене сразу. Кроме тог в торговле в розницу возможно установление так называемых «психологических цен», которые несколько ниже круглого числа, например: 99,90 латов или 999 латов [1, 212]. Основная сложность ценообразования по спросу заключается в том, что цена должна быть такой, которую заплатит покупатель, но установить её предстоит продавцу. Какая бы цена не была назначена, не существует гарантии, что товар будет по ней пользовать спросом. Таким образом, при ценообразование по спросу, цена назначается, отталкиваясь от расходов и поднимается до величины, которую, по мнению продавца, готов заплатить покупатель.
Ели издержки определяют нижний предел цен, то рынок и спрос – их верхний предел. Таким образом, перед установлением цен специалист по маркетингу должен хорошо понять связь между ценой и спросом на соответствующий продукт [2, 586].
Очевидно, что цена влияет на спрос: если установлена высокая цена, то врятли объёмы продаж будут высоки, а если установлена низкая цена, то продаётся много, но с маленькой прибылью или в убыток. При этом очень важно установить закономерности влияния цены на спрос: если снизить цену на 10%, то увеличится ли спрос на 10%, больше или меньше?
То, как спрос реагирует на изменение цены, называется эластичностью спроса.
Эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменение другой переменной на один процент [1, 181].
Ценовая эластичность спроса определяется чувствительностью покупателей к изменению цены на соответствующий товар. Она характеризуется коэффициентом эластичности, который вычисляется по формуле:
Если снижение цены повлекло к росту объёма продаж более чем на 10%, то спрос эластичен, т. е. общее соотношение таково: если для любого пропорционального изменение цены объём сбыта возрастает пропорционально больше, то спрос считается эластичным, а если объём сбыта возрастает пропорционально меньше, то спрос неэластичный.
Предположим, если сначала было продано тысяча единиц товара по 5 латов, а потом была снижена цена до 4,25 латов (т. е. на 15%) и после этого было продано на 20% единиц товара больше (т. е. 1200 единиц), то спрос на этот товар эластичен.
Рассмотрим другой пример, когда со снижением цены сбыт увеличился. Начальная цена товара составляла 14 латов, при объёме продаж 60 единиц, но со снижением цены до 10 латов, объём продаж увеличился до 75 единиц. Цена была снижена на 28,5%, но сбыт увеличился лишь на 25%. Сбыт вырос в процентной доле меньше, чем снизилась цена – у данного товара неэластичный спрос.
Эта теоретическая часть имеет огромное значение для бизнеса. В данном примере, несмотря на рост сбыта, в результате снижения цен упал оборот предприятия. При цене 14 латов оборот составляет 840 латов, а при цене 10 латов – всего 750 латов. К этому можно добавить, что если существуют фиксированные издержки по продаже товара (например, 400 латов), и переменные издержки на производство товара в размере 4 латов на одну единицу, то в результате вычислений мы получим, что прибыль предприятия резко упала. (см. Таблицу 1.1):
Таблица 1.1
Цена
Продажа
Оборот
Постоянные
издержки
Переменные
Страницы: 1, 2, 3, 4