В тот же период уменьшалась доля налогов на доходы и росла доля налогов на капитал. Обычно это способствует повышению надежности налоговой системы, поскольку доходы учитывать трудно, но с другой стороны не способствует осуществлению принципа справедливости (тут открываются большие возможности для недобросовестных налогоплательщиков), а капитал поддается более точному учету (насколько высокая точность вообще возможна в экономике). Обращает на себя внимание ничтожная доля налогов на имущество физических лиц, что объясняется, во-первых, ограниченностью имущества у основной массы населения даже после того, как существенная часть жилого фонда была приватизирована; во-вторых, низкими ставками имущественных налогов.
Итак, сложившаяся система налогов в России направлена только на наполнение любыми средствами бюджета, не учитывая остальных функций налогов (социальная, перераспределительная). Например, в общей налоговой массе США косвенные налоги составляют 75%, и, кстати, после войны в течении 20-30 США удерживала самый низкий процент по кредитам, плюс предоставила льготы по налогообложению капитала и инвестиций в него[9]. Все это говорит неправильности целеполагания в области налогов, о не эффективной структуре налоговой системы и о неспособности выполнять свои функции налоговых органов.
2.2.1. Распределение налогов между отраслями и бюджетами различных уровней.
1) Анализируя систему налогов, важно обратить внимание на их распределение по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами - прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление.
Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о налоговых поступлениях.
Налоговые поступления
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г
В консолидированный бюджет, всего
22,3
22,8
23,1
20,2
НДС
5,31
5,50
5,96
6,43
5,35
Акцизы
1,07
1,61
2,33
2,45
2,25
Налог на прибыль
7,79
7,18
4,46
4,08
3,86
Подоходный налог с физических лиц
2,79
2,21
2,51
2,82
2,57
Таможенные пошлины
0,92
1,46
2,04
0,95
1,14
Федеральные дорожные фонды
0,53
0,58
0,62
0,78
Налог на имущество предприятий и физических лиц
0,77
0,97
1,63
1,77
1,64
Местные налоги и сборы
1,13
0,93
1,16
Платежи за пользование недрами и природными ресурсами
0,54
0,72
0,89
1,53
0,87
Спецналог
0,83
0,61
0,24
0,08
-
Прочие налоговые поступления
0,86
0,96
1,25
1,43
В федеральный бюджет, всего
8,46
10,58
11,20
10,28
8,49
3,15
3,91
4,43
3,57
0,59
1,22
1,96
1,97
1,72
2,70
2,60
1,50
1,52
*
0,20
0,23
0,06
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11