Рефераты. Бюджетная система, налоги и проблема налогооблагаемый базы

В тот же период уменьшалась доля налогов на доходы и росла доля налогов на капитал. Обычно это способствует повышению надежности налоговой системы, поскольку доходы учитывать трудно, но с другой стороны не способствует осуществлению принципа справедливости (тут открываются большие возможности для недобросовестных налогоплательщиков), а капитал поддается более точному учету (насколько высокая точность вообще возможна в экономике). Обращает на себя внимание ничтожная доля налогов на имущество физических лиц, что объясняется, во-первых, ограниченностью имущества у основной массы населения даже после того, как существенная часть жилого фонда была приватизирована; во-вторых, низкими ставками имущественных налогов.

Итак, сложившаяся система налогов в России направлена только на наполнение любыми средствами бюджета, не учитывая остальных функций налогов (социальная, перераспределительная). Например, в общей налоговой массе США косвенные налоги составляют 75%, и, кстати, после войны в течении 20-30 США удерживала самый низкий процент по кредитам, плюс предоставила льготы по налогообложению капитала и инвестиций в него[9]. Все это говорит неправильности целеполагания в области налогов, о не эффективной структуре налоговой системы и о неспособности выполнять свои функции налоговых органов.

2.2.1. Распределение налогов между отраслями и бюджетами различных уровней.

1) Анализируя систему налогов, важно обратить внимание на их распределение по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами - прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление.

Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о налоговых поступлениях.

Таблица 2. Налоговые поступления в консолидированный и федеральный бюджеты, % ВВП[10]

Налоговые поступления

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г

В консолидированный бюджет, всего

22,3

22,8

23,1

23,1

20,2


НДС

5,31

5,50

5,96

6,43

5,35


Акцизы

1,07

1,61

2,33

2,45

2,25


Налог на прибыль

7,79

7,18

4,46

4,08

3,86


Подоходный налог с физических лиц

2,79

2,21

2,51

2,82

2,57


Таможенные пошлины

0,92

1,46

2,04

0,95

1,14


Федеральные дорожные фонды

0,53

0,58

0,62

0,62

0,78


Налог на имущество предприятий и физических лиц

0,77

0,97

1,63

1,77

1,64


Местные налоги и сборы

0,92

0,95

1,13

0,93

1,16


Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

0,54

0,72

0,89

1,53

0,87


Спецналог

0,83

0,61

0,24

0,08

-


Прочие налоговые поступления

0,86

0,96

1,25

1,43

0,53

В федеральный бюджет, всего

8,46

10,58

11,20

10,28

8,49


НДС

3,15

3,91

4,08

4,43

3,57


Акцизы

0,59

1,22

1,96

1,97

1,72


Налог на прибыль

2,70

2,60

1,61

1,50

1,52


Подоходный налог с физических лиц

*

0,20

0,23

0,06

*


Таможенные пошлины

0,92

1,46

2,04

0,95

1,14


Федеральные дорожные фонды

0,53

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.