- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- От государственных внебюджетных фондов;
- От государственных предприятий и учреждений;
- От наднациональных организаций.
Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
a. расходы федерального бюджета;
b. Расходы бюджетов субъектов РФ;
c. расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение референдумов и выборов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- федеральный статистический учет;
- прочие расходы.[25]
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2006 года.
Таблица 6. Доходы федерального бюджета РФ на 2006 год (извлечение)
сумма
Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, %
Налоговые доходы, всего
1 726 310 100,0
81,21%
Налог на прибыль
207 443 700,0
9,76%
Налог на игорный бизнес
1 009 200,0
0,05%
Налог на добавленную стоимость
773 508 000,0
36,39%
Акцизы
224 815 000,0
10,58%
Лицензионные и регистрационные сборы
804 100,0
0,04%
Налог на покупку иностранных денежных знаков
1 849 400,0
0,09%
Налоги на совокупный доход
5 677 600,0
0,27%
Налоги на имущество
920 000,0
Платежи за использование природными ресурсами
183 715 700,0
8,64%
Таможенные пошлины
324 108 900,0
15,25%
Прочие налоги, пошлины и сборы
2 458 500,0
0,12%
Неналоговые доходы, всего
104 284 200,0
4,91%
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций
50 472 500,0
2,37%
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
2 779 400,0
0,13%
Перечисление прибыли Банка России
4 000 000,0
0,19%
Платежи от государственных организаций
13 972 400,0
0,66%
Плата за пользование водными биологическими ресурсами
7 000 000,0
0,33%
Доходы от использования лесного фонда
1 950 000,0
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций
4 822 300,0
0,23%
Доходы от продажи земли и нематериальных активов
290 000,0
0,01%
Административные платежи и сборы
Доходы от внешнеэкономической деятельности
47 911 900,0
2,25%
Прочие неналоговые доходы
3 114 300,0
0,15%
Доходы целевых бюджетных фондов, всего
13 893 900,0
0,65%
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет
281 230 000,0
13,23%
Всего доходов
2 125 718 200,0
100%
Основная часть доходного потенциала (табл. 6.) федерального бюджета на 2006 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой ¾ около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.[26]
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления ¾ это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11