|
793,4 |
5,0 |
||
1981 |
17 726,0 |
100,0 |
2 406,5 |
13,6 |
1982 |
20 469,6 |
100,0 |
2 905,4 |
14,2 |
1983 |
24 506,0 |
100,0 |
2 306,6 |
9,4 |
1984 |
27 081,4 |
100,0 |
1 412,5 |
5,2 |
1985 |
27 867,3 |
100,0 |
1 610,0 |
5,8 |
1986 |
34 675,4 |
100,0 |
2 456,7 |
7,1 |
1987 |
35 088,0 |
100,0 |
2 560,1 |
7,3 |
Итого |
251 649,1 |
100,0 |
18 525,2 |
7,4 |
Источник: The Community budget: The facts in figures. Luxembourg 2000. С.28-31
Однако, для качественного углубления интеграционных процессов требовалось внести коренные изменения в принципы региональной политики Сообщества. Широкомасштабная реформа финансирования региональной политики стала возможной с подписанием Единого европейского акта в 1986 г., где региональной деятельности Сообщества впервые был придан статус официального направления экономической политики. После проведения реформы Структурных фондов в 1988 г. за ЕФРР были закреплены направления № 1 (содействие развитию и структурному выравниванию регионов, где подушевой ВВП составляет менее 75 % среднего по ЕС), № 2 (помощь кризисным промышленным регионам), № 5б (содействие развитию и структурному выравниванию сельских районов) и № 6 (развитие северных районов с низкой плотностью населения). В отношении ЕФРР реформа предусматривала резкое увеличение финансовых средств, выделяемых для проведения мероприятий региональной политики. Если в 1989 г. ЕФРР получил из единого бюджета средств на 3,9 млрд. евро (9,6% от общего бюджета ЕС), то в следующем 1990 г. эта сумма составила 4,5 млрд. (10,3%), а к 1993 г. она достигла 9,5 млрд. евро (14,7 %). При этом более 80 % средств ЕФРР расходуется на первое направление. С ростом средств, выделяемых для ЕФРР из единого бюджета, растет и объем ассигнований, получаемых отстающими регионами, в которых уровень ВНП на душу населения составляет менее 75% от среднего показателя по ЕС. Список таких территорий ежегодно составляется Комиссией. Кроме того, помощь по этой статье получают заморские территории Франции, Азорские острова и Мадейра (Португалия), Канарские острова (Испания), т.е. районы, которые в силу своей географической удаленности не могут на равных участвовать в интеграционных процессах.
Несмотря на то, что Маастрихтский договор (1993 г.) предусмотрел создание нового инструмента региональной политики – Фонда сплочения, ассигнования, выделяемые ЕФРР из бюджета ЕС не только не сократились, но даже возросли как абсолютно, так и относительно. К 1999 г. расходы ЕФРР выросли до 14 млрд. евро, составив 16,8 % от общего бюджета группировки. Динамика расходов ЕФРР в период 1988-2001 гг. представлена в таблице 10.
Таблица 10
Динамика расходов Европейского фонда регионального развития
Всего расходов
в т.ч. ЕФРР
млн. евро
%
млн. евро
%
1988
41 021,7
100,0
2 979,8
7,3
1989
40 757,1
100,0
3 920,0
9,6
1990
44 062,9
100,0
4 554,1
10,3
1991
53 510,6
100,0
6 306,8
11,8
1992
58 490,2
100,0
8 564,8
14,6
1993
64 783,4
100,0
9 545,6
14,7
1994
59 783,4
100,0
6 331,2
10,6
1995
66 547,4
100,0
8 373,6
12,6
1996
77 032,2
100,0
10 610,3
13,8
1997
79 819,1
100,0
11 521,4
14,4
1998
80 878,1
100,0
11 779,2
14,6
1999
83 491,6
100,0
14 006,5
16,8
2000
89 440,6
100,0
14 226,4
15,9
2001
93 780,0
100,0
14 671,7
15,6
Итого
933 558,7
100,0
127 391,4
13,6
Источник: The Community budget: The facts in figures. Luxembourg 2000. С.28-31; General budget of the European Union for the financial year 2002. The figures. Luxembourg 2002. C.23
В 1993 г. был учрежден Фонд сплочения, финансирующий проекты в области защиты окружающей среды и развития трансъевропейских сетей в отстающих государствах-членах, в которых показатель ВНП в расчете на душу населения не достигает 90% от среднего по ЕС. Сплочение имеет три измерения. В территориальном плане оно означает выравнивание доходов населения посредством ускорения темпов роста ВВП и повышение конкурентоспособности отстающих регионов. В социальном плане оно подразумевает сокращение разрывов между различными социальными слоями и группами населения. С политической точки зрения оно символизирует солидарность государств и народов, составляющих ЕС. Политика сплочения была призвана содействовать развитию четырех наиболее бедных стран (Португалии, Испании, Греции и Ирландии) и, в первую очередь, созданию условий для повышения экономической активности на территории этих стран. В 1992 г., когда был подписан Маастрихтский договор, учреждающий Фонд сплочения, уровень ВНП на душу населения в Португалии составлял 44,3 % от среднего по ЕС, Греции – 44,8 %, Ирландии – 69,6 % , Испании – 70,0 %[14]. В настоящее время эти страны остаются получателями Фонда. Фонд сплочения финансирует до 80-85 % расходов по проектам в области развития инфраструктуры и защиты окружающей среды, которые представляют интерес для Европейского Союза в целом. Помощь, оказываемая фондом, способствовала экономическому и социальному сближению уровней развития этих стран. Испания, Португалия, Ирландия и Греция добились соответствия критериям конвергенции (основе для допуска стран к участию в европейском валютном союзе) и стали полноправными участниками Европейского валютного союза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.