Рефераты. Бухгалтерский учет в странах Бенелюкса

Бухгалтерский учет в странах Бенелюкса

УЧЕТ В НИДЕРЛАНДАХ

Разработка нормативной базы бухгалтерского учета в Нидерландах заняла очень длительный период времени. Первый проект Закона о присяжных (профессиональных) бухгалтерах был составлен еще в 1900 г., но был принят только в 1962 г., а в силу вступил в 1967 г. Радикальные изменения произошли в 1970 г., когда был опубликован первый Закон о бухгалтерской отчетности (вступил в силу с 1 мая 1971 г.). В соответствии с ним бухгалтерская отчетность должна обеспечивать достоверное и добросовестное представление данных о положении дел компании. В этом Законе содержались требования в отношении публикации отчетности и судебной защиты. Заинтересованные стороны получили возможность обращаться в суд с претензиями к лицам, представившим бухгалтерскую отчетность.

С 1 января 1984 г. началась адаптация бухгалтерского учета к требованиям Четвертой директивы ЕС, в результате чего были конкретизированы формы баланса, отчета о прибылях и убытках и информации, приводимой в примечаниях к отчетности. Были введены правила определения первоначальной и текущей стоимости, порядок образования обязательных резервов. Одновременно ужесточили правила в отношении публикации бухгалтерской отчетности, расширили требования по проведению обязательного аудита.

В настоящее время в Нидерландах источниками требований к ведению бухгалтерского учета являются Гражданский кодекс, правительственные распоряжения, указания Совета по составлению годовой отчетности, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).


Форма и содержание публикуемой

бухгалтерской отчетности


Годовая отчетность включает бухгалтерские отчеты, отчет директоров и прочую информацию. Бухгалтерские отчеты состоят из баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснительной записки и прочей предписанной нормативными положениями информации. В составе пояснительной записки многие компании публикуют отчет о движении денежных средств, хотя его представление необязательно. Новые указания Совета по составлению годовой отчетности, выпущенные в феврале 1996 г., требуют, чтобы крупные компании представляли отчет о движении денежных средств на базе принципов, заложенных в МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств". Кроме того, в состав годовой отчетности могут входить:

- аудиторский отчет;

- положения учредительного договора о распределении прибыли;

- имена обладателей права особого контроля, вытекающего из учредительного договора;

- информация о наличии филиалов, странах, где они расположены;

- прочие данные.

Общества с ограниченной ответственностью открытого и закрытого типов должны составлять годовые отчеты в течение 5 месяцев и одобрять их в течение 6 месяцев после окончания соответствующего года. Годовой отчет публикуется в течение 8 дней после его одобрения. Общее годовое собрание может продлить сроки составления / одобрения годового отчета на 6 месяцев. Данный отчет публикуется путем его представления в Реестр компаний. Обязательства по составлению и публикации годовой отчетности различны у компаний разной величины (это относится и к вопросу о необходимости аудита). Существует три категории компаний: малые, средние и крупные. Их классификация осуществляется на основе критериев стоимости активов, чистого объема оборота (реализации) за год и средней численности персонала. Кроме того, малые и средние предприятия не могут заниматься страхованием и банковскими операциями.

Согласно Гражданскому кодексу Нидерландов "бухгалтерская отчетность должна, в соответствии с общепринятыми принципами учета, предоставлять такую информацию, которая бы позволяла сформировать обоснованное мнение о финансовом положении, прибыли и убытках, а также платежеспособности и ликвидности организации в той мере, в какой это допускает характер бухгалтерской отчетности". Если для добросовестного и достоверного представления данных требуется дополнительная информация, не предусмотренная законодательством, компания должна включать ее в отчетность. При составлении отчетности бухгалтер может отклониться от требований нормативных документов, но должен обосновать это. Доминирующим критерием отчетности является приоритет содержания перед формой.

При составлении баланса и отчета о прибылях и убытках компания должна следовать одной из стандартных форм, предписанных правительственным указом в соответствии с Четвертой директивой ЕС. Для баланса существуют две стандартные формы: горизонтальная (активы слева, пассивы справа) и вертикальная (активы сверху, пассивы снизу, с выделением величины собственных оборотных средств). Для отчета о прибылях и убытках существуют четыре стандартные формы.

Некоторые особенности возникают при составлении консолидированной бухгалтерской отчетности. Официально ее включают в состав примечаний к бухгалтерской отчетности холдинговой компании. Консолидированную отчетность можно не составлять в следующих случаях:

- компания является малым предприятием;

- ни одна из компаний группы не котируется на бирже;

- компания не является кредитным учреждением;

- в течение 6 месяцев с начала финансового года не представлено никаких возражений, по крайней мере, 10% членов или держателей, по меньшей мере, 10% акций компании;

- объем деятельности компании незначителен.

Также консолидация необязательна для компаний, финансовую информацию по которым можно получить только с несоразмерными затратами или задержкой; а также для компаний, которые предназначены для продажи. Саму холдинговую компанию можно исключить из консолидации, если она не осуществляет иной деятельности, кроме управления и финансирования компаний группы, а также когда руководство группой осуществляется на условиях соглашения о совместной деятельности с другим юридическим лицом, не включенным в консолидированную отчетность.

В случае совместных предприятий финансовые данные могут включаться в консолидированную отчетность пропорционально доле участия, если это согласуется с требованием достоверного и добросовестного представления. В других случаях пропорциональная консолидация неприемлема. Если же совместные предприятия не консолидируются, они обычно отражаются с использованием метода собственного капитала. Это соответствует требованиям МСФО 31, хотя там предпочтение отдается пропорциональной консолидации. Такие процедуры консолидации, как взаимное погашение сальдо и отражение внутригрупповых операций, а также применение единообразной учетной политики, в Законе о бухгалтерской отчетности не представлены. В этом случае бухгалтеры следуют положениям МСФО 27.


Учетная политика и оценка


В Нидерландах различают положительный (уплачено больше, чем стоит предприятие) и отрицательный (уплачено меньше) гудвилл. Положительный гудвилл можно отражать одним из трех способов: включить в состав нематериальных активов и амортизировать; сразу списать на счет "Прибыли и убытки"; списать в уменьшение резервов. На величину отрицательного гудвилла увеличивается резерв переоценки ценностей. Вопреки принципу осмотрительности уменьшение неденежных активов ниже текущей рыночной стоимости в Нидерландах не допускается. Практика списания на резервы не согласуется с требованиями международного стандарта - МСФО 22.

Валютная трансформация. При составлении отчетности инвестор каждый объект своих вложений за рубежом должен отразить или как иностранное предприятие, или как внешнеэкономическую деятельность. В первом случае деятельность такого предприятия осуществляется независимо от работы инвестора, и денежные потоки двух предприятий практически не пересекаются. При трансформации баланса иностранного предприятия используют курс на конец отчетного периода. При этом курсовую разницу, связанную с чистыми инвестициями в иностранное предприятие, на начало периода списывают непосредственно на счет резервов инвестора, либо за счет специального резерва, либо за счет общих резервов. При трансформации отчета о прибылях и убытках используют курс, действующий на дату сделок, либо средний курс за период. Этот порядок соответствует требованиям МСФО 21, за исключением того, что Совет по составлению годовой отчетности не настаивает на отражении отложенных совокупных курсовых разниц в качестве доходов или расходов при ликвидации иностранного предприятия.

Если используют первоначальную стоимость, активы, пассивы, доходы и расходы трансформируют так, как будто они являются частью бухгалтерской отчетности инвестора. Это означает, что основные средства и запасы трансформируют по курсу, действующему на дату оценки соответствующей статьи, а остальные активы и пассивы - по курсу на конец периода. Разницу отражают в отчете о прибылях и убытках как часть результатов от обычной деятельности. В отчете о прибылях и убытках балансовые статьи, пересчитанные по историческому курсу, трансформируют по такому же курсу. А остальные статьи следует трансформировать по курсу, действующему на дату расчетов, либо по среднему курсу. Эти требования согласуются с МСФО 21.

Операции в иностранной валюте отражают в бухгалтерской отчетности по курсу, действующему на дату расчетов. Если расчеты на дату составления баланса не завершены, активы и пассивы, связанные с такими сделками, отражают в балансе по курсу на конец отчетного периода. Если валютный риск страхуют, то это следует учесть при определении результатов.

Курсовые прибыли по долгосрочным операциям, как правило, учитывают таким же образом, однако можно нераспределенную ее часть отражать в балансе как отложенную прибыль, списывая ее в будущие отчетные периоды. Последующие курсовые убытки по долгосрочным операциям вычитают из этой отложенной прибыли. Между голландскими правилами и МСФО 21 существует важное различие: МСФО 21 не допускает отсрочки в списании убытков или прибылей.

Капитал и резервы. Акционерные общества могут выкупать собственные акции при следующих условиях:

- капитал и резервы после выкупа будут не меньше, чем востребованная часть выпущенных акций плюс обязательные резервы;

- номинальная стоимость приобретаемых акций не превышает 10% (для публичных компаний) или 50% (для частных компаний) стоимости выпущенных акций;

- операция не запрещена учредительным договором и санкционирована годовым собранием акционеров.

Акционерный капитал не уменьшается на сумму собственных выкупленных акций, и их нельзя отразить как актив. Поэтому стоимость собственных выкупленных акций обычно вычитают из прочих резервов. Если акции материнской компании принадлежат дочерней компании, то долю материнской компании в такой дочерней компании уменьшают на стоимость таких акций.

Резерв переоценки формируют в том случае, если активы и пассивы оцениваются по текущей стоимости. Когда компания переоценивает свои активы (в сторону увеличения), она должна отразить на балансе резерв переоценки, равный разнице между балансовой стоимостью активов до и после переоценки. Такой резерв можно списывать на акционерный капитал. Корректировки в сторону уменьшения стоимости активов сокращают сумму резерва переоценки. Если его величина недостаточна, уменьшение стоимости отражают отдельно в отчете о прибылях и убытках. По активам, принадлежащим компании на дату составления баланса, резерв переоценки не может быть меньше суммы переоценки (минимальный резерв переоценки).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.