|
Для её заполнения рассчитывается ср.факт.с-сть единицы изделия=( 1 + 3 в стоим.ед)/ (1.+3 в натур.ед) Формула средн.арифметич.взвешенная
Сумма расхода опр-ся как кол-во израсходованных материалов, умноженных на факт.с-сть ед.изделия.
Остаток ПЗ=4. - 5.
2) сальдовый метод (по учётным ценам): записи в карточках складского учёта осущ-ся на основании первичных док-в по приходу и расходу. Реквизиты (см.карточку)
Приход
Расход
Сальдо
х
10
10
у
20
30
5
25
Учёт в карточке - в колич.выражении.
Для правильного ведения БУ необходима оценка ПЗ. Учет поступления ПЗ ведется в 2х оценках: по учётным ценам и факт.с-сти. Дляя достоверного опред-ния стоимости поступивших мат.ценностей необходимо вести учёт по факт.с-сти, но в связи с тем, что факт.с-сть можно опред-ть только в конце отчётного периода, возникает необх-ть применения учётных цен(могут применяться оптовые, розн.,договорные цены,плановая с-сть).
Факт.с-сть мат.ресурсов состоит из затрат на их приобретение, а также:
– затраты по их доставке(транспортно-заготовительные расх)
– оплаты % за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком
– наценки и надбавки
– комиссионные снабженческим, внешнеэкон и др. организациям
– там. пошлины
– расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними орг-циями.
Оценка ПЗ, израсходованных на пр-ве осущ-ся след. методами: по средней с-сти; по с-сти первыхпо времени закупок (ФИФО); по с-сти последних по времени закупок (ЛИФО).
Пример ФИФО
Поступило в марте
Дата
Кол-во
Цена
Сумма
01
10
10
100
03
15
20
300
05
5
15
75
Расход
02
8
10
80
04
10è2
î8
10
20
20
160
ЛИФО: 02 8à5 15 75
æ3 20 60.
Факт.с-сть израсходованных материалов = их стоимость + трансп.заготовит.расходы+пошлины, относящиеся к стоимости израсх.материалов.
ТЗР опред-ся расчетным путем: ТЗР= стоимость израсх.материалов * %ТЗР / 100%
%ТЗР =( остаток ТЗР на нач.мес+ТЗР по поступившим материалам) / (остаток матер. на н..мес по учётн ценам+стоимость поступивших матер. по учётным ценам )
Если учёт поступивших материалов ведётся по плановой ст-сти(учётная цена), то в конце отчетного периода опр-ся отклонение между фак.с-стью поступивших материалов и плановой с-стью.
Методы ведения аналитучёта ПЗ: параллельный и сальдовый(наиб распространен).
Синтетический учёт ПЗ. Учёт материалов в бухгалтерии ведется на основании первичных док-в в ведомостях по приходу и расходу, а также сост-ся оборотная ведомость по каждому виду ПЗ. При журн-ордерной форме учёт ПЗ ведется в ведомости № 10 (в 1ом разделе - учёт поступления, во 2ом - учёт расхода материалов и опр-ние факт.с-сти израсходованных материалов).
Учёт расчётов с поставщиками за приобретенные тов-мат ценности ведется в Ж-О №6. На основании счетов поставщиков и первичных документов по приходу в разрезе субсчетов ведется учёт по каждому поставщику поступление материалов и оплаты за поступление тов-мат ценностей.
Синт.учёт ПЗ ведется на сч.10 “Материалы” в разрезе субсчетов:
сырьё и материалы; покупные п\ф, комплектующие, конструкции, детали; топливо; тара и тарные материалы; запчасти; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строит.материалы
а также на сч.12 “МБП”: МБП в запасе; МБП в эксплуатации.
Счёт 10 - активный. Поступление мат: Д10-К60,20,28,76,.75; начисление НДС по поступившим материалам Д19-К60,76. Расход матер: К10-Д20,25,26,28,48; начисление НДС за продажу ПЗ Д48-К68.
Синт.учёт по расходу ПЗ ведётся в ведомости №12,15, журнал-ордере №10.
14). Учет заготовления и приобретения произв. запасов.
Учет осуществляется на предприятии в соответствии с его учетной политикой на основании первичных документов по приходу материальных ценностей.
Существуют 2 варианта этого учета:
1. Учет заготовления - на счете 15 “Заготовление и приобретение материалов”.
По дебету счета 15 отражается покупная стоимость материальных ценностей, по которым предприятие получило расчетные документы поставщиков.
Д15-К60,23,71,76 - в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности.
Отдельной строкой в документах отражается НДС по поступившим ценностям (Д19-К60 (от поставщиков),76 (разовая поставка).
Оприходование материальных ценностей по учетным ценам - Д10-К15 и отклонение между фактической себестоимостью и учетной ценой - Д16-К15 “Отклонение в стоимости материалов”.
2.Заготовление и поступление материальных ценностей отражается на сч.10.
3.Д10-К60,76,71,20 - приобр и заготовление мат.ценностей;
отдельно учитываются транспортно-заготовительные расходы Д10-К60,71,76
При поступлении материальных ценностей возможно :
1). На предприятие поступают сопроводительные документы от поставщиков, а материальных ценностей еще нет. Это - учет материалов в пути.
2). Поступают материальные ценности, а сопроводительных документов еще нет. Учет таких материалов ведется как учет неотфактурованных поставок.
Особенности учета материалов в пути:
- в журнале - ордере № 6 производится запись общей суммы стоимости поступивших материалов.
- в графе “ Номер приходного ордера” ставится буква “Н”
- при поступлении материальных ценностей от поставщиков в учетном регистре производится сторнировочная запись красными чернилами и дополнительной строкой отражается приход материальных ценностей по балансовому счету 10 и общей сумме ??? + проставляем номер приходного ордера.
Неотфактурованные поставки:
При поступлении материальных ценностей выписывается акт их приемки, и стоимость поступивших материальных ценностей отражается в журнале - ордере № 6 в графе “Неотфактурованные поставки”.
При поступлении счета в этой же графе - запись по счету и НДС. Если есть отклонения между стоимостью материалов, указанной в счёте, и той, что мы оприходовали, это отраж-ся Д16-К15.
При поступлении материальных ценностей возможны их недостача или некачественная поставка. На эту сумму составляется акт представителями обеих сторон и предъявляются претензии к виновникам ( поставщикам или транспортной организации).
Отражение суммы претензии : Д63-К60,76.
Поставка материальных ценностей по претензии - Д10-К63.
Возврат денежных средств при погашении долга по претензии Д51-К63.
15). Оценка материалов при списании их на производство.
(Учет расхода материальных ценностей).
Отпуск материальных ценностей на производство не означает их фактического расхода. Существуют разные способы определения фактического расхода материалов на производство:
1. Способ документального оформления.
При этом методе фактический расход материалов определяется на основании нормируемого расхода. При наличии отклонений между нормат. И фактич. Расходами составляется документ “ Требование с сигнальными признаками” ( красной чертой по диагонали или документ отличительного цвета). Способ применяется там, где отсутствует незав. пр-во.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.