Технологический процесс обеспечивает природоохранную деятельность в соответствии с нормами, а именно:
а) выбросы в атмосферу не превышает предельно допустимых норм согласованных Прикамским территориальным управлением Минприроды РТ.
б) сточные воды и канализация поступают в общекомплексную сеть ОАО “КамАЗ” и далее на очистные сооружения.
в) твердые отходы поступают на базу вторресурсов ОАО ”КамАЗ” и далее отправляются на предприятия промышленной переработки.
Природоохранная деятельность предприятия согласована с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан от 16.02.1994г. № 242.
2.4. Технология
Завод микролитражных автомобилей - четвертое предприятие группы предприятий ОАО «КАМАЗ», получившее сертификат соответствия своей системы качества требованиям ГОСТ Р I1С0-9002-96.
2.5. Экономика
Приоритетность данного направления обусловлена тем, что микролитражные автомобили, как правило, занимают существенную долю авторынка либо в странах с очень низким уровнем ВВП на душу населения (как наиболее доступный автомобиль), либо в высокоразвитых странах (в качестве второй машины для передвижения в плотном городском потоке).
Для уровня ВВП на душу населения, доля автомобилей среднего класса в РФ быта непропорционально велика. Это происходило из-за того, что правительством стимулировалось и поддерживалось производство относительно больших и дешевых автомобилей.
В целом существует корреляция между количеством автомобилей на 1000 человек (данный показатель тесно связан с показателем ВВП на душу населения) и долей микролитражных автомобилей в общем, количестве продаж автомобилей за соответствующий период времени.
2.6. Анализ рынка и потребителей
География продаж охватывает практически всю территорию России. Основной объем продаж приходится на Москву и Московскую область, а также на автосалоны в областях, граничащих с Татарстаном. Экспортируется автомобиль в Иран, Египет, Казахстан, Азербайджан и др.
Реализация автомобиля осуществляется по шести основным направлениям (рис. 1.1)
Рис. 1.1
Схема реализации автомобиля «Ока»
Помимо безналичного расчета ОАО «ЗМА» использует следующие схемы реализации автомобиля «Ока»:
1) Кредит. Услуги кредитования покупки автомобиля предоставляют следующие банки: Автоградбанк, Ак Барс банк, Сбербанк РФ, Татфондбанк. Процентная ставка варьируется в пределах от 17% до 27% годовых в зависимости от суммы первоначального взноса. Кредит предоставляется на срок до пяти лет при предъявлении документов о доходах заемщика и счета-фактуры завода (при необходимости указываются поручители);
2) Лизинг. Осенью 2001 года внедрена система продажи автомобиля в лизинг с использованием зарплатных схем – предприятие-покупатель заключает договор лизинга с Обществом и производит удержания из зарплаты работника, которому предоставлен автомобиль, ежемесячно в размере от 2500 рублей на протяжении от 24 до 36 месяцев. В последний месяц лизингового периода работник выплачивает остаточную стоимость и становится полноправным владельцем автомобиля;
3) Государственные заказы. Увеличение объемов реализации (с 33603 автомобилей в 2000 году до 39120 - в 2003 году) произошло также за счет реализации социальным службам по программе социальной защиты инвалидов и ветеранов Великой отечественной войны. Автомобили, изготовленные с учетом технических требований для данной категории населения, реализуются по льготной цене, которая сформирована за счет льгот по уплате ряда налогов по данному виду продукции (например, НДС по основным средствам, используемым как в облагаемых, так и в освобожденных от налогообложения операциях – статья 170 Налогового кодекса РФ).
Дальнейшее сотрудничество с различными государственными службами является перспективным направлением деятельности Общества. Для этих целей разработаны различные модификации автомобиля: «Учебная», «Милиция», «Связь», «Служба быта», «Медпомощь на дому».
При определении положения предприятия на рынке рассматриваются следующие аспекты: конкуренция, доля реализованных автомобилей в общем автопарке России.
2.7. Анализ каналов сбыта
Автомобиль «Ока» реализуется через сеть официальных дилеров ОАО «ЗМА». В Набережных Челнах действует дочерняя организация ОАО «ЗМА» - ЗАО «Автоцентр Ока» и официальные дилеры Общества – ЗАО ПФ «ТрансТехСервис», ООО «ТатТрансКом», ООО «Автоледи», ООО «Сапсан». Для дилеров Обществом установлена система обязательных требований, таких как: наличие лицензии на право торговли автомобилями; опыт работы по реализации автомобилей и запасных частей; стабильное финансово-экономическое состояние производственно - хозяйственной деятельности; наличие сети филиалов в регионе; наличие в штате предприятия специалистов по маркетингу, рекламе, коммерции, сервисному обслуживанию и т.д.
Конкурентные цены
Сегодня сложилась ситуация, при которой автомобиль «Ока» не имеет адекватных конкурентов и при разумной снабженческой и сбытовой политике может приносить своему производителю повышенную прибыль. Есть основания полагать, что исторические уровни в 65-70% от цены «ВАЗ-2105», которые традиционно считаются ценовым пределом для «Оки», могут быть преодолены. Конкуренты для «Оки» автомобили не выходящие за ценовую грань за 110 тысяч рублей.
В качестве критериев выбора конкурентности моделей автомобилей выбраны показатели габаритных размеров и стоимость автомобиля.
2.8. Сильные и слабые стороны конкурентов
ВАЗ – 21053, «классика» (ВАЗ – 2106, не новые 07).
Этот автомобиль малого класса выпускается Волжским автозаводом с 1980 года и на основе базовой модели «ВАЗ-2101». Отличается от него измененными кузовными панелями и иной светотехникой и модернизированными двигателями. Под индексами «ВАЗ-21051» и «ВА3-2105» выпускались модификации с двигателями «ВАЗ-2101» (1,2 л) и «ВАЗ-2105» (1,3 л) соответственно. В настоящее время предлагается только одна модификация — «ВАЗ-21053», с двигателем «ВАЗ-2103» рабочим объемом 1,45 л. «ВАЗ-21053» — самая недорогая модель в семействе заднеприводных автомобилей и подержанные модели представляют реальную конкуренцию «Оке» в силу дешевизны эксплуатации (распространенность и стоимость СТО, запасных частей). Заднеприводные автомобили производятся в Тольятти (РФ) и на Иж-Авто (Удмуртия). Планируется постепенное переоснащение на инжекторные двигатели. Несмотря на морально-техническое устаревание данные модели пользуются огромным спросом у населения ввиду уникальности сочетания стоимости и потребительских свойств.
ЗАЗ – 1102 «Таврия» «АвтоЗАЗ», Украина.
Это легковой автомобиль особо малого класса с передними ведущими колесами и поперечным расположением двигателя и несущим трехдверным кузовом типа хэтчбек. Выпускается с 1989 года Запорожским автомобильным заводом. Предлагаются модификации с ручным управлением, а также с кузовом универсал, именуемая «Дана». В настоящее время выпускается вариант «Таврия-Нова», отличающийся от базовой модели рядом технических и косметических усовершенствований. Конкуренцию составляет только для экспортной «Оки» на территории Украины, в РФ из-за высоких таможенных пошлин на запчасти, ремонт и стоимость самого автомобиля конкуренцию не составляет.
«Матиз» «УзДэуАвто», Узбекистан.
Новейшая модель Асакинского автомо-бильного завода (Узбекистан)- это маневренный, компактный, легкий в управлении автомобиль малого класса. Хорошая вместимость, прекрасная динамика и комфорт делают «Матиз» настоящим хозяином больших городов. Новый дизайн автомобиля несомненно привлекает к себе внимание. Высокая динамика и плавность хода делают «Матиз» чрезвычайно удобной и комфортабельной городской машиной. «Матиз» оснащается бензиновым трехцилиндровым двигателем М-tec 0.8.
SONC MPI с системой распределенного впрыска топлива, рабочий объем цилиндров - 0,8 л. мощностью 50 л.с обеспечивает высокую мощность, экономию топлива, рассчитан на соответствие стандартов Евро-2. Просторный салон, эргономика, соответствие всем современным требованиям склоняет к выбору этой модели покупателя, не обремененного финансовыми проблемами и ориентированного на покупку автомобиля именно А-класса. Выпускается в Узбекистане на заводе «УзДэуАвто (без каталитического нейтрализатора, что делает а/м «равнодушным» к содержанию тетраэтилсвинца в бензине).
ИЖ – 2126 «Ода» (ОАО «ИЖ - Авто»)
Автомобиль, поистине претендующий на звание народного и является угрозой для заднеприводных моделей ОАО «АвтоВАЗ».
Комфортабельный, неприхотливый, простой в эксплуатации и, и при этом — недорогой. Современный дизайн притягивает внимание. Оцинкованный кузов успешно противостоит коррозии. В салоне с удобством разместятся пять человек, а сиденья позволяют подолгу ехать без ощущения затекшей спины. Уровень звукоизоляции в машине соответствует европейским нормам. Современная конструкция рулевого управления позволяет легко управлять автомобилем даже при полной его загрузке, не теряя при этом контроля над дорогой. Заднее сиденье, складывающееся в пропорции 50/50, позволяет перевозить длинномерные грузы. ИЖ-2126 «Ода» поставляется с одним из двигателей на выбор: УЗАМ-331 объемом 1700 куб. см. мощностью 85 л.с. или ВАЗ-2 106 объемом 1600 куб. см. мощностью 74,5 л.с. Оба эти двигателя надежны и неприхотливы. К началу 2004 года следует ожидать оснащения инжекторными двигателями, отвечающими Евро-2 и выше. Нужно отметить, что по надежности «Ода» все же уступает классике, не в ее пользу так же играет и относительно большая стоимость технического обслуживания.
Географический аспект стратегии
Аспект состоит в слабой покупательской способности населения, тем самым из за сравнительно низкой цены автомобиля по сравнению с основными конкурентами на него будет спрос.
Стимулирование продаж
Расширилась дилерская сеть в регионах России и СНГ. Реализацией автомобилей «ОКА» производства ОАО «ЗМА» в настоящее время занимаются 62 официальных дилера. Для осуществления эффективных продаж развиваются новые формы: кредит, лизинг, прокат, сбыт с использованием сети Интернет.
Кроме организации сбытовой сети, важнейшим элементом системы сбыта автомобилей является организация сети станций техобслуживания автомобилей «Ока». Техническим обслуживанием автомобилей «ОКА» производства ОАО «ЗМА» в настоящее время занимаются 92 станции, техобслуживания, состоящие в договорных отношениях с ОАО «ЗМА».
В 2004-2005 гг. запланированы рекламные компании, направленные на создание благоприятного имиджа продукта и ознакомление потребителя с достоинствами автомобиля. Особенно делается ставка на продажу автомобиля в кредит, для этого будут постепенно понижаться процентные ставки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5