Рефераты. Бизнес-план, как основной инструмент планирования на предприятии

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно

представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и

интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко

рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного

успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,

постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых

рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и

возможностях.

При всем многообразии фирм предпринимательства существуют ключевые

положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности

и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и

обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в

достижении поставленных целей. Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого предпринимателя.

 

 

Цель, задачи и некоторые особенности составления бизнес-плана.

 

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность

фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями

рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает

предпринимателю решить следующие основные задачи:

1. ОПРЕДЕЛИТЬ конкретные направления деятельности фирмы, целевые

рынки и место фирмы на этих рынках;

2. СФОРМУЛИРОВАТЬ долговременные и краткосрочные цели фирмы,

стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за

реализацию каждой стратегии;

3. ВЫБРАТЬ состав и ОПРЕДЕЛИТЬ показатели товаров и услуг, которые

будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и

торговые издержки по их созданию и реализации;

4. ОЦЕНИТЬ соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда

требованиям по достижению поставленных целей;

5. ОПРЕДЕЛИТЬ состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка,

рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

6. ОЦЕНИТЬ материальное и финансовое положение фирмы и соответствие

финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

7. ПРЕДУСМОТРЕТЬ трудности и «подводные камни», которые могут

помешать выполнению бизнес-плана.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться

не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, и будет

лихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно как для него,

так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и

заняться бизнес-планированием. При этом письменное оформление бизнес-плана

имеет существенное значение для организации работ по его выполнению.

Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда

ситуации на рынке меняются достаточно быстро.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало

выгод, например:

1. Заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы.

2. Позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых

усилий по достижению поставленных целей.

3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для

последующего контроля.

4. Заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и

пути их достижения.

5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных

ситуаций (повышает скорость адаптации).

6. Наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех

руководителей фирмы.

 

Конечно главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что

правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то

есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос:

Стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты

сил и средств.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких

остроактуальных задач, как:

 

1) Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и

акционерных фирм на получение кредитов.

 

2) Обоснование предложений по приватизации государственных

предприятий.

 

3) Открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и

основных направлений ее коммерческой деятельности.

 

4) Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов,

направлений и способов осуществления коммерческих операций.

 

5) Составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций)

приватизируемых и частных фирм.

 

6) Выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ

по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне,

то есть степень детализации его может быть различной.

При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе

самого предпринимателя. Личное участие руководителя в составлении бизнес-

плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные

фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если

становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны,

а руководителем лишь подписан.

Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов,

совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь

идет о другом – составление бизнес-плана требует личного участия руководителя

фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу

лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя

целесообразность своего замысла.

Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется на

3-5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется

давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе), и

только, начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показателями.

 

1.2. Отличие бизнес-плана от других плановых документов

Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш, следовательно, в отличие о  традиционного плана экономического и социального развития предприятия, бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо интересов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы. Кроме того в бизнес-плане, основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах проблемы достижения успеха. В то время, как научно-технические, технологические и  социальные стороны представлены менее детально. Более близок к бизнес-плану такой, привычный ранее, Российским предпринимателям документ как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главным его отличием от бизнес-плана является то, что ТЭО – это плановый документ развития промышленных объектов, поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производстве -  это технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы остаются практически нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспекта деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения, следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования.

            Стратегическое планирование организации охватывает достаточно длительный срок, обычно 3-5 лет, иногда и более. Однако, между бизнес-планом и стратегическим планированием существует ряд различий:

·        в отличие от стратегического планирования, бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созиданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие в то время, как стратегическое планирование может включать другие темы стратегий организаций.

·        Стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана, его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко, затем, к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четкие очерченные временные рамки, по истечение которых, определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.

·        Таким образом, бизнес-план, по своей форме, в отличие от стратегического плана фирмы, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью

·        В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, является полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

 

В условиях рыночной экономики, функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в 2-х случаях:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.