Рефераты. Банковская система Российской Федерации

В целях последовательного выхода государства из капиталов кредитных организаций предусматривается разработать меры по выходу региональных органов исполнительной власти, органов муниципального управления, а также предприятий, контролируемых данными органами, из капиталов банков, что позволит избежать косвенного предоставления неконкурентных преимуществ кредитным организациям, созданных с участием государства в регионах Российской Федерации. [Текст данного абзаца, по мнению Председателя Банка России С.М. Игнатьева, целесообразно исключить, так как не имеется достаточных оснований для предъявления требований к региональным органам исполнительной власти и органам местного управления о выходе из капиталов кредитных организаций.]

Будут также подготовлены поправки в статью 49 Федерального закона "“О федеральном бюджете на 2003 год"”, предоставляющую право перевода счетов бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, из учреждений Банка России в кредитные организации.

2.2. В отношении Внешторгбанка в течение 2003 г. будет принципиально определен вариант его приватизации. В настоящее время рассматриваются предложения по участию в банке стратегических инвесторов. Проводятся переговоры с международными финансовыми организациями (ЕБРР, МФК) и другими).

2.3. С внесением изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” создана правовая основа для выхода Банка России из состава акционеров российских загранбанков.

Осуществлено существенное сокращение участия Банка России в капиталах ряда банков. По рекомендации местных надзорных органов Банк России оставил за собой участие в капиталах Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург) в размере 15%. против 49% на начало 2002 г. В Ост-Вест Хандельсбанке (Франкфурт на Майне) участие Банка России на начало 2003 г. составляет 51,6% против 82% на начало 2002 г.

3. Формирование конкурентной среды

3.1. В целях эффективного формирования конкурентной среды на рынке банковских услуг данный аспект должен приниматься во внимание в ходе решения других задач, в том числе и задач по регулированию банковской сферы. В этой связи при подготовке законопроекта, предусматривающего повышение требований к уровню капитала кредитных организаций, следует реализовать подход, исключающий создание конкурентных преимуществ для кредитных организаций, в т.ч. по признаку величины капитала.

Исходя из изложенного, законопроект будет предусматривать, что требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет установлено на уровне 10% и будет применяться с 1.01.05 в отношении всех действующих кредитных организаций независимо от размера собственных средств (капитала).

Одновременно в целях поддержания достигнутого уровня конкурентной среды в банковской сфере и с учетом опыта европейских стран в рамках работы по повышению требований к величине капитала банков целесообразно рассмотреть следующий подход: в указанном законопроекте будет следует реализован следующий подход Европейского сообщества конца 1980-х гг., а именно: банк, созданный до момента принятия закона, может продолжать деятельность с капиталом ниже установленного минимального уровня при условии, что капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения закона, и у банка сохраняются прежние реальные владельцы (т.н. “дедушкина оговорка”, реализованная в Директиве ЕС 1989 г.).

3.2. При подготовке изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” необходимо руководствоваться международным опытом антимонопольного регулирования в банковской сфере, ориентированного на защиту интересов потребителей услуг и рассмотрение вопросов концентрации услуг при слияниях, присоединениях, преобразованиях кредитных организаций.

3.3. В 2003 году предстоит внести изменения в действующее законодательство, предусматривающие введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 1 процента акций (долей) уставного капитала кредитной организации и разрешительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами свыше 10 процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации включительно в целях создания равных условий деятельности резидентов и нерезидентов в банковском секторе.

Будут устранены излишние административные и экономические барьеры для участия нерезидентов в капиталах кредитных организаций. Также предусматривается упростить процедуру капитализации кредитных организаций за счет средств нерезидентов.

При этом будет сохранено право Банка России по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются аналогичные ограничения. [По мнению Игнатьева С.М., текст данного абзаца провоцирует сомнения иностранного капитала в искренности продекларированных выше намерений.]

4. Структурные аспекты развития банковского сектора

Предстоит принять законодательные и нормативные акты, обеспечивающие существенное ускорение и удешевление процедуры реорганизации кредитных организаций путем слияний и присоединений.

Необходимо внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающие при реорганизации кредитных организаций отмену или существенное сужение права кредиторов требовать досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков, или применение такого права с существенным изменением процедур. В случае применения такого права оно не должно подрывать финансовую устойчивость реорганизуемых кредитных организаций, создавать угрозу другим кредиторам и вкладчикам.

Предусматривается наделить Банк России правом запрета на реорганизацию, слияние или преобразование кредитной организации, если реализация указанных мероприятий существенно нарушает права кредиторов кредитной организации. Это позволит защитить интересы кредиторов кредитной организации, а также предотвратить их возможные убытки, возникшие вследствие прекращения банковского обслуживания, ускорить процедуры реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения или преобразования без ущерба для гарантий прав кредиторов реорганизуемых кредитных организаций.

Стратегия большое значение уделяет вопросам развития банковской сети в регионах и обеспечения равного доступа к банковским услугам. Предусматривается законодательно наделить Банк России правом регулировать порядок создания внутренних структурных подразделений кредитных организаций нормативными документами Банка России. Банк России подготовит нормативные документы, регулирующие порядок создания передвижных пунктов кассового обслуживания. Стратегия большое значение уделяет вопросам равной доступности банковских услуг и развития банковской сети в регионах. В целях обеспечения условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций будет предусмотрено право создания мобильных офисов кредитных организаций в качестве внутреннего передвижного подразделения кредитной организации, или ее филиала. В этой связи предусматривается дополнить статью 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, положением уточняющим правомочие кредитных организаций образовывать внутренние структурные подразделения, дистанционно удаленные от месторасположения кредитной организации или ее филиала, в форме и в порядке, установленными нормативными актами Банка России.

5. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор

5.1. История развития банковского дела свидетельствует, что одним из наиболее опасных рисков выступает риск качества управления. В связи с этим в сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Банком России будет продолжена работа по развитию требований к собственникам и руководителям кредитных организаций. Имеется в виду:

  • повышение требований к прозрачности сведений о реальных учредителях (участниках) кредитных организаций, а также об их финансовом состоянии и деловой репутации;
  • принятие дополнений в законодательство, определяющих порядок предъявления требований к финансовому положению реальных владельцев кредитных организаций, не являющихся их непосредственными учредителями (участниками), включая право Банка России осуществлять контроль за финансовым положением таких лиц и устанавливать требования к их финансовому положению;
  • принятие поправок в законодательство, уточняющих с учетом международного опыта критерии деловой репутации должностных лиц и реальных владельцев кредитных организаций. В частности, требуют уточнения перечень квалификационных требований к руководству и членам советов директоров, подходы к оценке соответствия этим требованиям, а также характер надзорного реагирования при несоблюдении указанных критериев;

5.2. В 2003 году также предстоит установить критерии оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитной организации. Требования к приобретателям акций (долей) кредитных организаций будут повышены. Так, для владельцев существенных пакетов акций (долей) банков или реальных владельцев кредитных организаций банков, признанных несостоятельными (банкротами) или ликвидированными по иску Банка России, допустивших своими действиями банкротство кредитной организации, не предпринявших меры по их финансовому оздоровлению, либо после отзыва лицензии на осуществление банковских операций не принявших решения о ликвидации кредитной организации в предусмотренные законом сроки, будет установлен запрет выступать в качестве учредителей (участников) новых кредитных организаций в течение 10 лет.

5.3. В банковском надзоре будут развиваться содержательные подходы, предусматривающие оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя, прежде всего, из экономического содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций. Решение данной задачи предполагает в том числе:

  • развитие банковского законодательства путем внесения в него положений, определяющих содержательные требования к организации деятельности кредитных организаций, включая требования к порядку утверждения и составу документов, определяющих коммерческую политику, условия кредитования связанных сторон;
  • предоставление Банку России законодательно закрепленного права принятия решений надзорного характера на основе учета в деятельности кредитных организаций таких параметров как существенность рисков, адекватность суждения кредитных организаций об их реальном уровне, качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками;
  • введение в законодательство категории “оценочных” показателей деятельности кредитных организаций, устанавливаемых Банком России, с одновременным сокращением числа обязательных нормативов.

5.4. Предлагается расширить полномочия Банка России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствие с его функциями и полномочиями органа банковского надзора, а также привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитной организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.