Рефераты. Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития

Банкноты (билеты Банка России) и монеты — это безуслов­ные обязательства Банка России, которые обеспечиваются все­ми его активами. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на террито­рии РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимо­сти при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной фор­ме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли. В целях организации налично-денежного обращения на тер­ритории РФ Банк России:

•    осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;

•    устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

•    устанавливает признаки платежеспособности денежных зна­ков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

•    определяет порядок ведения кассовых операций.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского ре­гулирования и надзора — поддержание стабильности банков­ской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Действующая в России система пруденциального надзора в целом соответствует ключевым принципам эффективного бан­ковского надзора, определенным Базельским комитетом по бан­ковскому надзору («Комитетом Кука»). ЦБР осуществляет регу­лирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:

•    регламентация  обязательных  экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.); опре­деление лимитов открытой валютной позиции, порядка форми­рования резервов для покрытия рисков;

•    регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

•    установление  правил  проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предос­тавления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

•    регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

•    надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБР, проверка деятельности кредитных органи­заций.

Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы Российской Федерации. Он органи­зует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; ко­ординирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.

Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государст­венных внебюджетных фондов. Он может предоставлять креди­ты Правительству России на срок не более одного года (для по­крытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установ­лено Федеральным законом о федеральном бюджете. За исклю­чением тех случаев, когда это предусматривается указанным За­коном, банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

С 1995 г. происходят отказ от прямого банковского кредито­вания Правительства РФ и секьюритизация государственного долга, т.е. кредитование государства путем покупки государст­венных ценных бумаг. Если на начало 1994 г. ссуды Банка Рос­сии Минфину РФ составляли 12,8 трлн руб., а его вложения в государственные ценные бумаги — 0,2 трлн, в начале 1995 г. со­ответственно 59,5 и 7,1 трлн, то на 1 января 1996 г. ссуды нахо­дились на уровне 58,4 трлн руб., а вложения в ценные бумаги — 35,8 трлн; на 1 января 1997 г. соответственно 57,8 и 75,7 трлн; на 1 июня 1997 г. — уже 0,7 и 128,9 трлн руб. С 1999 г. происхо­дит увеличение кредитов Правительству РФ для обслуживания внешнего долга. На 1 декабря 2001 г. эти кредиты составили 190,7 млрд., в то время как вложения в ценные бумаги Прави­тельства РФ — 258,5 млрд. руб. (депонированных).

ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и при­оритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определя­ются федеральным законодательством и прежде всего Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». В соответствии с этим Законом управление государственным внутренним долгом (определение порядка, ус­ловий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществля­ется Правительством РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его учреждения посредством осуществления операций по разме­щению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным направлениям:

·    ЦБР предоставляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных  банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Является членом международных организаций, которые занимаются развитием сотруд­ничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах;

·    определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;

·    определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

·    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует его составление;

·    управляет международными резервами страны;

·    в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» выполняет функции органа государствен­ного валютного регулирования и валютного контроля.

Функции ЦБР реализуются через его операции. Операции, связанные с выполнением основных функций Банка России, от­ражены в его балансе (см. табл.2).

Наибольший удельный вес (62,8%) в активе приходится на опе­рации с золотом и иностранной валютой. Около 19% составляют операции с ценными бумагами (вложения в ГКО, ОФЗ и другие государственные ценные бумаги, векселя, акции, другие ценные бумаги банков), 13,3% — ссуды Министерству финансов РФ, бан­кам и иным клиентам Банка России. Кредитование банков осуще­ствляется в основном под залог государственных ценных бумаг. С 2001 г. введен в действие новый механизм кредитования банков — под залог векселей и прав требований по кредитным договорам.

Основным источником ресурсов ЦБР являются средства на счетах (42,9%) и эмиссия банкнот и монет, которая составляет 33,4% всех пассивов. Уставный капитал ЦБР — 3 млн. руб. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% балансовой при­были. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. На долю уставного капитала и фондов приходится около 10% пассивов.

Коммерческие банки

Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные ком­мерческие банки. В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупности такие виды операций, как: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления сво­ей деятельности банки должны пройти государственную регист­рацию в Центральном банке РФ и получить лицензию на осу­ществление определенных банковских операций.

За время своего небольшого существования количество ком­мерческих банков в стране постоянно изменялось, первоначаль­но их количество увеличивалось, а затем наступил период кон­центрации и централизации капитала, когда увеличивался ус­тавный капитал банков, но уменьшалось их количество. После кризиса 1998 г., когда потерпели фиаско многие крупные банки, банковская система до сих пор находится в условиях реформи­рования и реорганизации. В период с 1998 г. по январь 2001 г. количество банков сократилось почти на 80%. И только после 2001 г. начался рост количества банков (см. табл. 3). В на­стоящее время насчитывается 1276 коммерческих банков, одна­ко из них только 90% считаются финансово устойчивыми.

Коммерческие банки России по своей величине в основном мелкие и средние. 36,4% коммерческих банков имеют уставный капитал от 5 до 25 млн. руб., 23,9% — от 10 до 30 млн. руб. и только 17% коммерческих банков удовлетворяют требованию Центрального банка РФ о минимальной величине уставного капитала (5 млн. евро, см. табл.4). Основное место расположе­ния коммерческих банков, как уже упоминалось ранее, — Цен­тральная часть России, и в большей степени г. Москва. Здесь сосредоточено 696 банков, из них в Москве и Московской об­ласти — 621 банк, что составляет около 50% всех банков.

По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными банками, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополни­тельной ответственностью. Для России в большей степени, чем в развитых странах, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на конец 2001 г., бан­ков с участием государственных унитарных предприятий было свыше 400. Из них только в капитале пяти-шести крупных бан­ков участвовало непосредственно государство. Наиболее круп­ными из них являются такие банки, как Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк.

В России разрешено открытие банков с участием иностран­ного капитала. Коммерческих банков с привлечением иностран­ных инвестиций в пределах 35—50% капитала банка насчитыва­ется 127, а со 100%-ным иностранным участием на данный мо­мент  23. Несмотря на небольшое количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы составляет око­ло 6%. Наиболее крупным иностранным банком на территории России является австрийский Райзенбанк. В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.