Рефераты. Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития

Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. На этом этапе, можно сказать, завершился период вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоя­тельности. За период до 2001 г. Банком России было отозвано более 800 лицензий. ЦБ РФ получил дополнительные возмож­ности для выполнения функций в области регулирования дея­тельности кредитных организаций. В соответствии с междуна­родным опытом были установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций, опреде­лены возможности для предъявления дополнительных требова­ний к руководителям и участникам кредитных организаций.

Все это не могло не сказаться на развитии банковской системы России. Состояние банковского сектора в последние годы свиде­тельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановле­нию банковской деятельности. За период с 2000 по 2002 г. сово­купные активы банковского сектора в реальном исчислении возросли на 31,8%, капитал — на 41,7%, при этом рост капитала наблюдался у 90% кредитных организаций. Продолжился про­цесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отраже­ние в росте кредитов, предоставленных реальному сектору эко­номики, уменьшении просроченной задолженности, повышении качества кредитного портфеля. Существенно улучшились фи­нансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Однако пока нельзя говорить, что банковская система полно­стью восстановлена. Совокупные активы российского банков­ского сектора все еще не превышают 35% ВВП, невелика доля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всего после кризисного периода она не превышала 20%. При этом в реальном ис­числении указанные вклады составили около 77% от предкризис­ного уровня.

Основными факторами, препятствующими развитию банков­ской деятельности, являются: невысокие темпы структурных пре образований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостоверность отчетности многих отечественных пред­приятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточ­ное правовое обеспечение возможности банковского надзора, уровень станового рейтинга России, низкое качество управле­ния  во многих кредитных организациях, недостаточное развитие современных банковских технологий, высокие риски.

Центральный банк РФ (Банк России)

Некоторые функции центрального банка (монопольная эмис­сия кредитных билетов, «банк банков») в России, впервые начал выполнять созданный в 1860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и на­ряду с функциями центрального банка выполнял функции ком­мерческого банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России, как уже говорилось выше, последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. На­родный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, на­ходившийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся еди­ным эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и дру­гим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кас­сового обслуживания народного хозяйства были переданы госу­дарственным специализированным банкам. Госбанк СССР осу­ществлял монопольную эмиссию наличных денег, централизо­ванное плановое управление денежно-кредитной системой, кон­троль за всеми основными направлениями деятельности госу­дарственных специализированных банков, организацию расче­тов между ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавли­вал предельные размеры процентной ставки специализирован­ных банков, участвовал в определении состава объектов креди­тования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации был создан по­сле обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а за­тем в апреле 1995 г. - в Центральный банк Российской Феде­рации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и дея­тельности Центрального банка РФ (Банка России) определяют­ся Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Феде­ральным законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятель­ности в РСФСР».

Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ ЦБР) являются федеральной собственностью. Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ _ юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам го­сударства, а государство Не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Бан­ка России, должны направляться на его заключение.

ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Прези­дента назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России. Совет директоров, рассматри­вает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслуши­вает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голо­са. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предпола­гаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, ко­ординируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государ­ственной денежно-кредитной политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредитных ор­ганизаций и эксперты. Председателем Совета является Предсе­датель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рас­сматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денеж­но-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредит­ных организаций, осуществляет экспертизу проектов законода­тельных и иных нормативных актов в области банковского дела.

Банк России образует единую централизованную систему с вер­тикальной структурой управления. В систему Банка входят цен­тральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кас­совые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и органи­зации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки рес­публик являются территориальными учреждениями ЦБР. Террито­риальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный ха­рактер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления еди­ной государственной денежно-кредитной политики. Устанавли­вает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия налич­ных денег из обращения.

Основные цели, функции и операции ЦБ РФ отражены в Федеральном за­коне «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» от 26 апреля 1995 г. :

·                     защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностран­ным валютам;

·                    развитие и укрепление банковской системы РФ;

·                    . обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов.

Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4, а именно, ЦБ РФ:

1)     во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную и денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2)     монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3)     является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;

4)     устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5)     устанавливает правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.