Рефераты. Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития

6)     осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций
и организаций, занимающихся их аудитом;

7)     осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

.8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи­зациями в соответствии с федеральными законами;

9)      осуществляет самостоятельно или по поручению Прави­тельства РФ все виды банковских операций, необходимые для
выполнения основных задач Банка России;

10)   осуществляет валютное регулирование, включая опера­ции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет по­рядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11)   организует и осуществляет валютный контроль как непо­средственно, так и через уполномоченные банки в соответствиис законодательством РФ;

12)   принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса РФ;

13)      в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по   регионам,   прежде   всего   денежно-кредитных,    валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14)      осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Как видно из приведенного перечня, функции ЦБ РФ в ос­новном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран. Из определения, которое дано Законом о Банке России пер­вой функции ЦБР, следует, во-первых, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится ЦБР во взаимодействии с Прави­тельством, поэтому ее цели определяются задачами общей эко­номической политики государства. Основной принцип форми­рования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБР всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономиче­ских показателей, который использовался при составлении про­екта федерального бюджета. Одновременно ЦБР исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, про­граммы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долго­временного экономического роста.

Во-вторых, Закон определил, что денежно-кредитная поли­тика направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней стабильности, т.е. низких темпов инфляции и стабильного валютного курса.

Достижение низкого уровня инфляции способствует улуч­шению ожиданий экономических агентов и является, по мнению ЦБР, наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики. Все 90-е годы и начало 2000-х, а также в среднесрочной перспективе последовательное снижение инфля­ции было, есть и будет главной целью денежно-кредитной поли­тики ЦБР.

Снижение инфляции — конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.

В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как одновременное достижение всех целей практически не­возможно: например, поддержание денежной массы в установ­ленных пределах может привести к нарушению целевых устано­вок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; и напротив, стрем­ление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам может привести к расширению или сжа­тию денежной массы.

Традиционной промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России является денежное таргетирование, ко­торое предполагает поддержание темпов роста денежной массы. На практике это означает, что ЦБР ежегодно определяет в качестве основных ориентиров де­нежно-кредитной политики среднегодовой темп инфляции и го­довой прирост денежной массы. Например, на 2001 г. преду­сматривался темп инфляции 12—14%, а прирост денежной мас­сы (агрегат М2) — 27—34%; на 2002 г. соответственно: 14,3-15,5% и 22-28%.

ЦБР неоднократно признавал, что по мере ослабления инфляции в Российской Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при ана­лизе и управлении инфляционными процессами снижаются, одна­ко несмотря на это, денежное таргетирование по-прежнему опре­деляется как промежуточная цель денежно-кредитной политики. Воздействие Банка России на денежную массу осуществляет­ся путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для этого применяются раз­личные инструменты и методы денежно-кредитной политики. К основным из них относятся следующие:

1)     процентные ставки по операциям ЦБР (минимальные став­ки, по которым ЦБР осуществляет свои операции);

2)      нормативы обязательных резервов, деноминируемых в ЦБР(резервные требования);операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и облигациями ЦБР, а также краткосрочные операции
типа репо с ценными бумагами;

3)  рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;

4)  валютная интервенция с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

5)  установление ориентиров роста денежной массы;

6)  прямые количественные ограничения, под которыми по­нимается установление лимитов на кредитование коммерческих
банков, проведение банками отдельных операций;

7)  выпуск от своего имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

С 1996 г. к числу инструментов денежно-кредитной полити­ки добавились депозитные операции ЦБР (привлечение в депо­зиты свободных средств банков для регулирования их ликвидно­сти как на фиксированные сроки, так и до востребования).Следует отметить, что набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития эко­номики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, более двух лет не исполь­зуется такой метод денежно-кредитной политики, как измене­ние норм обязательных резервов. Последнее повышение было проведено в январе 2000 г. ЦБ РФ воздерживается от повыше­ния нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегать лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок. В 90-е годы этот инструмент использовался весьма активно. В 1992—1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования достигала мак­симально возможных по Закону — 20%. В 1996—1999 гг. нормы депозитов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1 января 2000 г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привле­ченным средствам юридических и физических лиц в иностран­ной валюте установлены в размере 10%, а по рублевым депози­там физических лиц — 7%.

Важным инструментом денежно-кредитной политики являет­ся изменение процентньгх ставок по операциям Банка России. Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования ЦБР изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 г. — девять раз), причем нередко с интервалом в одну-две недели, иногда одновременно на 30—40 пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991 г.  достигал 20% ,  в 1992 г. — 80%, в 1993 г. — 210%.  С апре­ля по октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995 г. — 200%. С мая 1995 г. до ноября 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%, в фев­рале 1998 г. — до 42%, а в конце мая — до 150%. В 1998г. ЦБР пересматривал ставку рефинансирования девять раз. С июля 1998  началось постепенное снижение ставки. 9 апреля 2002 г. она была установлена на уровне 23%.

Ставка рефинансирования играет ключевую роль в системе процентных ставок Банка России. Однако, как отмечается в Ос­новных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г., задачей изменения этой ставки не является оперативное влияние на текущую ситуацию на меж­банковском рынке. Изменение ставки играет роль сигнала, да­вая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив ее развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.

Кроме ставки рефинансирования ЦБР устанавливает ставки по внутри дневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а также депозитным операциям.

Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993—1995 гг. создало предпосылки для активного ис­пользования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанков­ских кредитов в августе 1995 г. С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО—ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. — около 82%, а в середине 1997 г. — 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сокра­тился в результате реструктуризации задолженности по государ­ственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводит работу по переоформлению части государствен­ных облигаций из своего портфеля в облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит проводить с ними операции на открытом рынке.

В целях регулирования ликвидности банков ЦБР активно про­водит депозитные операции с коммерческими банками, во-пер­вых, с использованием системы «Рейтерс-дилинг» с банками, рас­полагающими этой системой, и во-вторых, путем проведения депозитных аукционов.

Важное направление денежно-кредитной политики Банка России — политика валютного курса. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования де­нежного обращения и уровня инфляции. Покупая или продавая доллары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие как на объ­ем рублевой массы, так и на валютный курс рубля.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик — около 40% денежной массы, поэтому эмис­сионная функция ЦБР имеет особенно большое значение. Кон­троль за ростом денежной базы, более 70% которой составляют на­личные деньги в обращении, является важной составляющей регу­лирования Банком России денежной массы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.