Рефераты. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Разумеется, все это не значит, что можно безнаказанно прово­дить «щедрую» эмиссионную по­литику, не спровоцировав ускоре­ние темпа роста цен. И в этом слу­чае, если темп роста цен будет воз­растать до 4 — 5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный харак­тер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной по­литики является необходимым, но недостаточным условием подавле­ния инфляции до уровня ниже 15 — 20% в год. Фундаментальные причины трансформационной ин­фляции могут быть устранены только за счет системной полити­ки, выходящей за рамки монетар­ной.

Подытоживая сказанное, мож­но сделать следующие выводы. 1. В экономике республики доста­точно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуслав­ливает увеличение номиналь­ных размеров потоков плате­жей. Это приводит к соответст­вующему увеличению номи­нальных величин денежных аг­регатов. В данном случае моне­тарная политика является пре­имущественно «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается актив­ной роли денежной политики, то она проявляется прежде все­го во влиянии на динамику ва­лютного курса. При этом наибо­лее приемлемым вариантом ва­лютной политики представля­ется такая, которая предпола­гает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) созда­ются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с пере­ходной экономикой объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые усло­вия для поддержания нормаль­ного состояния экспортеров, а также недопущения существен­ной разницы между валютной доходностью процентных опе­раций в национальной валюте и нормой процента на междуна­родных финансовых рынках.

 Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и со­вершенствованием системы це­нообразования, налогообложе­ния, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением про­блемы неплатежей. Что касает­ся денежно-кредитной полити­ки, то она должна последова­тельно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потря­сений» и по мере проведения общеэкономических преобразова­ний.

Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что как не стоит пренебре­гать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней го­товые рецепты для решения на­ших проблем. (14, стр. 3-4)

Проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.

Основные направления на 2006 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью общей экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической политики Правительства, снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов. Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии.

Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, а также последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов к сбережениям в национальной валюте. (20)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

1. Существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продук­ции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения пред­приятиями приводит к росту цен в экономике в целом.

Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфе­ре обращения, как обычно принято думать, а в сфере произ­водства.

Становится очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является ин­фляция издержек на каждом отдельном предприятии. В ши­роком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат. (11, стр. 53)

2. А нужно ли вообще бороться с инфляци­ей? Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономиче­ский организм только от инфляции безре­зультатны. Ограничение денежного пред­ложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляцион­ные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное на­правление в борьбе с ней сместится в сто­рону создания благоприятной экономи­ческой, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с ин­фляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Ка­кой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономиче­ского развития? (5, стр. 21)

3. Эффективная антиинфляцион­ная политика должна содержать комплексную сис­тему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:

—  денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динами­ку денежного предложения и обменно­го курса;

—  налогово-бюджетную  политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюд­жетного дефицита, методы его финан­сирования,  уровень и структуру нало­гообложения;

—  политика в области ценообразо­вания, а также реформирования реаль­ного сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфля­цией издержек;

— социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного спро­са, так и затрат на производимую про­дукцию.

И если в качественном аспекте воп­рос о том, что все эти виды экономической политики оказывают важное вли­яние на инфляционную ситуацию очеви­ден, то проблема количественного оп­ределения факторов инфляции и эффек­тивности определенных мер государ­ственного регулирования — гораздо сложнее. И здесь довольно значитель­ные возможности связаны с примене­нием эконометрических методов анали­за инфляции. (15, стр. 31)

Исходя из этого, можно сказать, что в совокупности об­щеэкономических условий наиболее адекватной стра­тегией действий Национального банка представляется следующая:

 - использование обменного курса для борьбы с инфляцией ис­ключительно в пределах, не проти­воречащих интересам внешней торговли;

- формирование денежного предложения в национальной ва­люте преимущественно за счет по­купки иностранной валюты;

 - совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых не­рыночных инструментов предо­ставления ликвидности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.