Разумеется, все это не значит, что можно безнаказанно проводить «щедрую» эмиссионную политику, не спровоцировав ускорение темпа роста цен. И в этом случае, если темп роста цен будет возрастать до 4 — 5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный характер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной политики является необходимым, но недостаточным условием подавления инфляции до уровня ниже 15 — 20% в год. Фундаментальные причины трансформационной инфляции могут быть устранены только за счет системной политики, выходящей за рамки монетарной.
Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. 1. В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных величин денежных агрегатов. В данном случае монетарная политика является преимущественно «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется прежде всего во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) создаются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с переходной экономикой объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а также недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых рынках.
Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.
Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что как не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем. (14, стр. 3-4)
Проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.
Основные направления на 2006 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью общей экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической политики Правительства, снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов. Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии.
Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, а также последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов к сбережениям в национальной валюте. (20)
На основе проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.
1. Существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения предприятиями приводит к росту цен в экономике в целом.
Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, как обычно принято думать, а в сфере производства.
Становится очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является инфляция издержек на каждом отдельном предприятии. В широком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат. (11, стр. 53)
2. А нужно ли вообще бороться с инфляцией? Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономический организм только от инфляции безрезультатны. Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с инфляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Какой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономического развития? (5, стр. 21)
3. Эффективная антиинфляционная политика должна содержать комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:
— денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения и обменного курса;
— налогово-бюджетную политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюджетного дефицита, методы его финансирования, уровень и структуру налогообложения;
— политика в области ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфляцией издержек;
— социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного спроса, так и затрат на производимую продукцию.
И если в качественном аспекте вопрос о том, что все эти виды экономической политики оказывают важное влияние на инфляционную ситуацию очевиден, то проблема количественного определения факторов инфляции и эффективности определенных мер государственного регулирования — гораздо сложнее. И здесь довольно значительные возможности связаны с применением эконометрических методов анализа инфляции. (15, стр. 31)
Исходя из этого, можно сказать, что в совокупности общеэкономических условий наиболее адекватной стратегией действий Национального банка представляется следующая:
- использование обменного курса для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли;
- формирование денежного предложения в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты;
- совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых нерыночных инструментов предоставления ликвидности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8