Рефераты. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Основой антиинфляционных мер является достижение относи­тельно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность госу­дарства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рын­ков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реали­зации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиин­фляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индекса­цию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный кон­троль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфля­ции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространен­ных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у цент­рального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других бан­ков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирова­ния в денежно-кредитной области выступает изменение норм обя­зательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. (13, стр.104)

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат по­тенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в про­тивоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений анти­инфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, вы­годна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и уве­личить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной сто­имости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредит­ных ограничений в случае чрезмерного "перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители мо­нетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности пу­тем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику под­держания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влияни­ем инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с уче­том прошлых инфляционных тенденций.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пун­ктом является совершенствование теории инфляции как много­факторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

•     оздоровление экономики (устранение структурных переко­сов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

•     наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финан­сирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

•     нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекуля­тивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

•     активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

•          конверсию военного производства;

•     развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспе­чить разбухшую денежную массу невозможно. (13, стр. 105-106)

Если говорить об экономике на­шей страны, то следует принять во внимание следующее:

1. Предприятия республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в услови­ях мягких бюджетных ограни­чений. Размер просроченной кредитор­ской задолженности превышает сумму остатков средств субъек­тов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просро­ченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банков­ских счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эф­фективно обслуживать сово­купное количество обяза­тельств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денеж­ные активы. При проведении относительно жесткой монетар­ной политики недостаток денег компенсируется за счет квази­денежных суррогатов и барте­ра. Инфляция загоняется вглубь, и это является пробле­мой общеэкономического ха­рактера. Многие страны с пере­ходной экономикой решали ее фактически путем деиндустри­ализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предпола­гающей волну массовых бан­кротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, со­держание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характер­ные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным  и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная полити­ка — всего  лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.

2. Экономика Беларуси тесно свя­зана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иност­ранной валюте _ (срочные и до востребования) превышает руб­левые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприя­тий в иностранной валюте при­мерно в 2 раза выше по сравне­нию с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут до­статочно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные ин­фляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые пере­кладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в даль­нейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынуж­денное смягчение денежно-кредит­ной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных из­держек на цену и конечных потре­бителей. В результате при «внеш­нем» сходстве динамики цен и де­нежных агрегатов в западных эко­номиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо про­порциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не анало­гичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важ­нейшим фактором, определяющим сумму номинального предложе­ния, действительно является уро­вень денежного спроса, у нас объе­мы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уров­ню текущего спроса, но очень «чув­ствительны» к издержкам. Инфля­ционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нере­ализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыноч­ной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и де­биторской задолженности немину­емо приводит к снижению качества банковских активов и уровня лик­видности банков. Для поддержа­ния последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп деваль­вации превышает индекс цен, воз­никает дополнительный инфляци­онный импульс. Од­нако если Национальный банк предпринимает меры, направлен­ные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях от­носительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии прак­тически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуще­ствлена (через рефинансирование банков, кредитование Правитель­ства и другим), не имеет принци­пиального значения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.