Следует выделить следующие основные типы декомпозиции в решении проблемы управления сложными распределенными системами [257]:
1. Функциональная декомпозиция, при которой задача управления заменяется на совокупность взаимосвязанных или отдельных подзадач с учетом функций, выполняемых отдельными подсистемами. Так, например, для системы с распределенными параметрами система дифференциальных уравнений в частных производных декомпозируется в несколько дифференциальных уравнений в частных производных.
2. Пространственная декомпозиция, которая расчленяет пространственную область на несколько подобластей и получает соответствующую математическую декомпозицию. После проведения функциональной декомпозиции каждая подзадача может быть далее декомпозирована с привлечением пространственной декомпозиции для получения численного решения.
3. Декомпозиция по времени, в результате которой для каждого иерархического уровня определяется периодичность решения соответствующих подзадач, опроса датчиков и ЭВМ каждого уровня управления. Определение периодичности решения задач и опроса датчиков может быть осуществлено как на основе теоремы Котельникова, так и в виде адаптивного автоматизированного метода дискретизации, основанного на минимизации интегрального квадратического критерия ошибки [9].
Для успешной работы сложной системы необходимо, чтобы цели (задачи) ее подсистем были скоординированы между собой и с глобальной целью всей системы. Каждая подсистема оптимизирует свою целевую функцию, а верхний уровень координирует решение нижестоящих подсистем таким образом, чтобы достигался оптимум глобальной целевой функции.
Координация (от лат. co – совместно и ordinate - упорядочение) взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие. Любая целенаправленная деятельность человека, начиная от простой бытовой и оканчивая профессиональной представляет непрерывную цепь различного рода согласований (временных, ресурсных, финансовых и т.п.). Это же справедливо и для животного мира. В технических, экономических, социальных системах также постоянно производятся различного рода согласования и координация имеет повсеместное распространение.
Следовательно, мы можем утверждать, что координация является всеобъемлющим и повсеместно распространенным понятием и имеет такую частоту и широту использования как и «управление», и «принятие решений».
Следует подчеркнуть, что в некоторых опубликованных ранее работах, например в [5], подчеркивалось на необходимость координации взаимодействия компонентов системы.
Отметим, что в основе теории сложных систем лежат принципы: декомпозиции, координации, двойственности управления, агрегации и дизагрегации, специализации, оптимизации, оптимального выбора решений, реализации принятых решений.
Принцип координации предписывает функциональным элементам сложной системы (объектам управления, системам управления объектами и системе управления верхнего уровня) координировать определенным образом свои действия и решения. Подсистемы как компоненты сложной системы согласовывают между собой индивидуальные задания и их решения. Верхний уровень управления согласовывает решения подсистем управления с решением глобальной задачи всей системы и внешней средой. Системы имеют следующую иерархическую структуру координации: подсистем управления каждого уровня между собой; междууровневые; согласования между верхним уровнем управления и глобальной задачей всей системы. Ввиду важности принципа координации в сложных системах нами предлагается его реализация в особой системе – подсистеме координаций, которая должна обеспечить решение всей совокупности задач координации в сложной системе.
Верхний уровень системы осуществляет такую координацию локальных задач подсистем управления, чтобы их решения обеспечивали бы одновременно и решение глобальной задачи системы в целом. Для определения указанных координаций верхний уровень преобразует сначала глобальную задачу системы из исходного пространства управлений в пространство координаций, используя для этого согласованные между собой решения локальных задач подсистем управления, а затем решает глобальную задачу всей системы в пространстве координации.
К сожалению, до сих пор окончательно не сформировалась математическая теория координации целей, решений и действий локальных задач подсистем управления, которая охватывала бы широкий круг практически важных задач. Ни в литературе, ни на практике вопросам координации не уделялось должного внимания, они до сих пор не получили серьезного теоретического обоснования, отсутствуют математические модели координации [1].
Координация в управлении развитием систем практически не изучалась.
Широкое распространение современной вычислительной техники, экономико-математических методов и интенсивное использование их во всех сферах как средства оптимизации интеллектуальной деятельности дает надежду и возможность решения задач теории координации для широкого круга технических, организационных и социальных систем. Эпоха рыночной экономики с неопределенностью, рисками, наличием большого числа случайных факторов приводит к тому, что значительно усложняются процессы координации в технических, организационных и социальных системах и в то же время повышается важность и необходимость их решения.
Причем, координация в этом случае понимается не только в смысле координирования (согласования) материальных, финансовых и информационных потоков, но и как организация взаимодействия процедур формирования оценок, целей подсистем, согласованных с общей целью системы, т.е. более эффективная организация механизма функционирования системы управления.
В связи с этим необходимо дальнейшее развитие и обобщение элементов теории координации и формирование некоторых формализованных приемов и методов, применимых для решения проблемы координации в технических и организационных системах.
Как известно, для организационных систем, кроме формализованных процедур применяются и неформализованные: совещания, итерационные экспертные процедуры поиска решений и т.д.
На совещаниях, проводимых, например руководством учреждения, может осуществляться устранение разногласий, как одна из форм координации, между подразделениями и звеньями учреждения.
Примером итерационных процедур поиска решений может служить процесс взаимодействия уровней планирования «учреждение – министерство» на примере системы высшего образования «вуз – министерство». Координация осуществляется последовательным выполнением ряда этапов. На первом этапе нижний уровень – вуз на основе учета потребностей региона и возможностей вуза формирует свои предложения о плане набора студентов на текущий год. Министерство рассматривает эти предложения и сверяет их с верхним уровнем планирования – потребностью в кадрах всей страны. Если предложения вуза не совпадают с потребностями страны, министерство вносит свои коррективы в предложения нижнего уровня – вуза. Скорректированные данные «спускаются» вузу. Первый этап координации на этом заканчивается.
Второй этап координации (согласования) начинается с рассмотрения на нижнем уровне – в вузе планов, предложенных министерством, с точки зрения их реализуемости с учетом выживаемости и развития вуза, а также потребностей региона. Свои заключения и предложения вуз – нижний уровень снова направляет в министерство, которое, если это необходимо, снова вносит коррективы и направляет скорректированный еще раз план снова в вуз. Возможны и дальнейшие последующие этапы, аналогичные описанным.
Решение задач координации в сложных системах требует учета того фактора, что любые системы управления выполняют две функции по управлению: уровневые и функциональные аналогично тому, как отделы министерства все вместе осуществляют общеминистерское управление, в то же время каждый из них закрепляется за своим направлением работы, координируя по этому направлению нижние уровни. Следовательно, первая функция по управлению (уровневое управление) заключается в том, что подсистемы данного уровня осуществляют совместное управление всеми органами нижних уровней и объектом управления как единой подсистемой. Вторая функция (функциональное управление) связана с тем, что каждый орган и система верхнего уровня непосредственно взаимодействуют при помощи функциональных управлений (стимулов коррекции) с совокупностью подсистем нижних уровней, с которыми они связаны общим направлением работ.
Вышестоящие и нижестоящие уровни управления связаны между собой и двумя видами сигналов. Сигнал, посылаемый из нижнего уровня несет вышестоящему информацию о допустимости и эффективности режимов работы элементов нижнего уровня, а сигнал, посылаемый из верхнего уровня, конкретизирует задания подлежащие выполнению нижестоящим уровнем.
Таким образом для решения сложных задач управления устойчивым развитием ОХД необходима доработка элементов теории сложных систем путем включения принципа координации и разработка моделей координации и соответствующих им компонентов – элементов информационных технологий.
Объектом экономического анализа в данной курсовой работе является ООО «ТИСТ». Среднесписочная численность 30 человек.
В уставе предприятия отражены следующие основные виды деятельности, швейное производство, оптово-розничная торговля.
Учредителем предприятия является физическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет 100%.
Предприятие частной формы собственности.
ООО «ТИСТ» создано в целях обеспечения населения постельным бельем. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, собственного имущества не имеет (все арендованное).
ООО «ТИСТ» от своего имени заключает договора, приобретает права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.
ООО «ТИСТ» имеет право:
1. приобретать и арендовать основные и оборотные средства;
2. осуществлять материально-техническое обеспечение;
3. осуществлять все виды коммерческих сделок;
4. планировать свою деятельность;
5. использовать чистую прибыль;
6. определять и использовать фонд оплаты труда;
7. определять штатное расписание;
8. устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, и сокращенный рабочий день и иные социальные льготы.
ООО «ТИСТ» обязан:
1. нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства и иных правил хозяйствования;
2. обеспечить своим работникам безопасные условия труда;
3. осуществлять оперативный и бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется по журнально-ордерной форме учета. В учетной политике предприятия отражены следующие основные методы и способы бухгалтерского учета:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9