Рефераты. Анализ состояния фондового рынка Украины и тенденции его развития.

Украинский ПФТС-индекс, по сравнению с фондовыми индексами других стран, находится среди лидеров – он намного обошел фондовые индексы развитых стран, в частности, США и Великобритании, и оказался впереди большинства фондовых индексов развивающихся рынков.

Формально дешевым украинский рынок назвать нельзя, считает глава аналитического департамента “Тройка диалог Украина” Андрей Богданов. С другой стороны, реальные финансовые показатели компании чаще всего бывают лучше, чем объявляется в отчетности. Яркий пример – приобретение “Криворожстали” Миталл Стиллом, в результате чего лишь за год чистая прибыль выросла почти на 70 %. Это объясняется не только положительным влиянием нового инвестора, а и тем, что он смог разблокировать финансовые потоки, которые были скрыты раньше.

Аналитик считает также, что сейчас в Украине идет первая волна понимания преимуществ и выгод фондового рынка. “Если раньше традиционным путем для украинских компании был долговой (получения кредитов, и т.п.), то сейчас ставка будет делаться на капитализацию. По моему мнению, через 2-3 года фондовый рынок Украины кардинально изменится в сторону его возрастания”.

Наиболее перспективными, по мнению председателя “Ренессанс капитал Украина” Григория Гуртового, являются все сферы, связанные с потреблением – в первую очередь сельскохозяйственный сектор. Глава аналитического департамента “Тройка диалог Украина” Андрей Богданов называет также розницу, телекоммуникации, банковскую сферу. Он считает, что далеко не все компании этих секторов присутствуют на фондовом рынке. “В дальнейшем мы ожидаем ІРО новых компаний на сумму 2-3 миллиарда долларов. Это диверсифицирует фондовый рынок и даст иностранным инвесторам возможность войти в те секторы, которые более всего растут в Украине”.

Привлекательность вложения средств в банковскую сферу Украины старший аналитик по банкам Центральной и Восточной Европы Ярослав Совгира связывает с недостаточной насыщенностью банковских услуг. “Если сравнивать объемы кредитования, которые были несколько лет назад, и сравнить их с ВВП, то уровень проникновения банковских кредитов в экономику Украины был низким. Сейчас же он безусловно повышается, но потенциал еще есть. С другой стороны, и качество предоставления банковских услуг несколько лет была очень низким, хотя сейчас конечно значительно улучшается”.

Проблема украинского рынка в том, что доля иностранных инвесторов составляет около 70%, отсюда соответственно и существенная реакция на внешние факторы. К тому же иностранные инвесторы будут, скорее всего, пересматривать риски на развивающихся рынках в сторону их увеличения, но пока Украина остается привлекательной, на это влияют такие факторы как вступление в ВТО, грядущие выборы в России, волатильность на рынке нефти. При этом, как утверждают аналитики много украинских акций недооценены, что создает неплохую почву для роста цен на них. Однако основной проблемой остается то, что бумаг ценных бумаг мало, и крупные суммы инвестирования приходится диверсифицировать.

В марте 2007 года  вступили в силу положение ГКЦБФР о раскрытии информации эмитентов ценных бумаг, которые, в частности, ужесточают требования к порядку раскрытия квартальной информации предприятий.

По мнению экспертов, нововведение улучшит определение игроками справедливой стоимости акций украинских компаний и увеличит ликвидность рынка, который станет более прозрачным.

В отчетности предприятие обязано будет указывать информацию о его участии в создании юридических лиц, основные ведомости об эмиссии акций эмитента, о его облигациях при закрытом размещении, о лицах, ведущих учет прав собственности на акции в депозитарной системе, услугами которого пользуется компания, о корпоративном секретаре, о хозяйственной и финансовой деятельности, и ее итогах.

Эксперты уверены, что введение обязательной ежеквартальной отчетности сделает украинский рынок более привлекательным для инвесторов. Как рассказал аналитик ИК “Ренессанс Капитал Украина” Фаиг Байрамов, сейчас все аналитические прогнозы в основном делаются на год, так как официальную ежеквартальную информацию трудно достать. “Все внимание направлено на финансовую отчетность компании, к примеру ее чистый доход, также очень важно знать ее кредитные задолженности”,— сказал аналитик. Теперь анализировать показатели компании будет проще, заключает господин Байрамов. Аналитик ИК “Тройка Диалог Украина” Максим Бугрий добавляет, что годовая отчетность традиционно подается компаниями с опозданием. Замгендиректора КУА “Фоил Эссет Менеджмент Украина” Дмитрий Мошкало добавляет, что обязательная публикация ежеквартальной отчетности поможет уравнять в правах участников рынка. “При желании раньше тоже можно было получить отчетность по трем месяцам работы, но вопрос о ее предоставлении решал финансовый директор компании, который мог отказать в запросе по личным мотивам”, — поясняет господин Мошкало.

Согласно основным направлениям развития фондового рынка Украины на 2005 - 2010 годы,  государственная политика в сфере функционирования фондового рынка должна быть направлена на создание условий для постоянного повышения капитализации экономики, внедрения эффективной системы защиты прав инвесторов, обеспечения прозрачных правил и процедуры деятельности участников фондового рынка, использования надежных и ликвидных инструментов рынка ценных бумаг.

Развитие фондового рынка Украины должно происходить через:

I. Усовершенствование механизмов защиты прав инвесторов:

- внедрение общепринятых международных принципов корпоративного управления и деятельности акционерных обществ;

- введение в акционерных обществах должности корпоративного секретаря с возложением на него функций относительно организации мероприятий по корпоративному управлению в этих обществах;

- разработку и реализацию стратегии эффективной дивидендной политики в акционерных обществах;

- внедрение механизма оценки эффективности управления акционерными обществами через показатель их капитализации на фондовых биржах, усовершенствование системы вознаграждения членов правления таких обществ с учетом этого показателя;

- образование системы специализированных судов для рассмотрения корпоративных споров в акционерных обществах;

- внедрения для миноритарных акционеров в средствах массовой информации образовательных и учебных программ по вопросам законодательной регуляции корпоративного управления, прав и обязанностей акционеров;

- систематическое обобщение Верховным Судом Украины практики рассмотрения судами дел о защите прав и законных интересов акционеров;

- обеспечение поддержки образования и деятельности общественных организаций гражданами, которые являются миноритарными акционерами, с целью защиты их прав, предоставления необходимой научной ко помощи;

II. Развитие инструментов рынка ценных бумаг:

- внедрение новых видов ипотечных ценных бумаг, а также производных (деривативов);

- создание условий для широкого использования органами местного самоуправления облигаций местных ссуд с целью привлечения инвестиций для реализации региональных социально-экономических программ;

-внедрение системы рейтингов субъектов ведения хозяйства и инструментов фондового рынка независимыми рейтинговыми агентствами, в частности ведущими международными рейтинговыми агентствами;

III. Сосредоточение заключения договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовых биржах и других организаторах торговли ценными бумагами:

- усовершенствование механизмов открытого размещения ценных бумаг акционерных обществ на фондовых биржах;

- установка требований к организаторам торговли ценными бумагами относительно минимального объема торгов ценными бумагами на них;

- приведения законодательства в части создания и функционирования организаторов торговли ценными бумагами в соответствие с директивами ЕС;

- завершение внедрения единственных стандартов деятельности для организаторов торговли ценными бумагами;

IV. Усовершенствование Национальной депозитарной системы:

- создание на основе Национального депозитария Украины центрального депозитария ценных бумаг, контролируемого государством и независимого от влияния промышленных финансово групп и профессиональных участников фондового рынка;

- внедрение централизованной, прозрачной и надежной системы учета прав собственности на ценные бумаги;

- введение единых правил и технологических процедур учета ценных бумаг;

- унификацию принципов и порядка осуществления деятельности участниками Национальной депозитарной системы и взаимодействия между ними;

- внедрение новых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

V. Усовершенствование системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг:

- дальнейшее совершенствование системы раскрытия информации на фондовом рынке на основах свободного, оперативного, бесплатного доступа инвесторов к информации об эмитентов ценных бумаг и профессиональных участников фондового рынка, в частности внедрение международных стандартов раскрытия информации;

- внедрение административной и криминальной ответственности за использование инсайдерской информации во время осуществления операций с ценными бумагами и за препятствие в доступе к информации об эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников фондового рынка и/или искажения такой информации;

VI. Развитие инвестиционной инфраструктуры:

- расширение перечня финансовых инструментов, в которые могут инвестироваться активы негосударственных пенсионных фондов;

повышение требований к компаниям, которые осуществляют деятельность из управления активами негосударственных пенсионных фондов;

усовершенствование порядка ведения бухгалтерского учета в институтах общего инвестирования [4].

Для реализации этих направлений развития предусмотрены следующие мероприятия:

1. Внесение изменений в уставы акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, относительно внедрения национальных принципов корпоративного управления;

2. Внесение изменений к  образцовому уставу акционерного общества относительно внедрения должности корпоративного секретаря и обеспечения доступа акционеров к информации о деятельности обществ;

3. Проведение конференций, семинаров, заседаний за круглым столом с целью обсуждения принципов корпоративного управления в акционерных обществах и механизма их внедрения;

4. Привлечение финансовых ресурсов и международной технической помощи от стран-доноров и международных финансовых организаций с целью улучшения корпоративного управления в акционерных обществах;

5. Обобщение и распространение позитивной практики внедрения общепринятых международных и национальных принципов корпоративного управления в деятельности акционерных обществ путем проведения специальных конкурсов и освещения этих вопросов в средствах массовой информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.