В конечном счёте, проанализировав зарубежный опыт основных критериальных признаков отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, необходимо отметить, что основным критерием, используемым статистическими органами большинства стран, служит численность занятых. При этом, как правило, учитывается отраслевая специфика.
Аналогичным образом подходят, при определённых количественных различиях, к отнесению предприятий в разряд малых и в России. Здесь сфера малого предпринимательства охватывает более 20 % занятого населения, не неё приходится примерно 10 % ВВП. К субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и частные предприниматели со средней численностью работников за отчётный период:
· в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел.;
· в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 чел.;
· в оптовой торговле – 50 чел.;
· в остальных отраслях и при осуществлении других видов занятости – 50 человек.
В Республике Беларусь хозяйственная практика, в основном в области управления и статистического учёта, стала выделять отличительные признаки отнесения предприятий к разряду малых с начала 90-х годов. В статистической практике РБ и других стран СНГ средние, крупные и крупнейшие предприятия не выделяются.
В 1991 году постановлением СМ БССР «О малых предприятиях в БССР» критериями выделения малых предприятий были определены численность работников и объёмы реализованной продукции и услуг с учётом отраслевой специфики. Однако, в последующих законодательных актах, принятых в Беларуси, понятие малых предприятий исчезло. Малые предприятия стали работать на общих условиях с другими хозяйственными единицами. Перед законом оказались равны промышленные гиганты и мелкие фирмы – без учёта специфики малого бизнеса, его трудностей с приобретением сырья, слабой производственной базы, сильной подверженностью влиянию коньюктуры рынка. Лишь в 1992 году в постановление «О малых предприятиях в БССР» были внесены изменения, в соответствии с которыми были сняты ограничения по объёму реализованной продукции и услуг, но введено ограничение по годовой балансовой прибыли в размере 1 млн. рублей. При очередном внесении изменений в Закон о налогах на доходы и прибыль предприятий в 1993 г. было введено ограничение малых предприятий по прибыли в размере 5000 минимальных заработных плат. Однако, в условиях возрастающей инфляции сумма прибыли постепенно обесценивалась. Установление же более высокого уровня показателя прибыли одинаково выгодно и государству, заинтересованному в увеличению налоговых поступлений в бюджет, и предпринимателям, именно из прибыли направляющим средства на развитие и совершенствование производства, удовлетворение социальных нужд своих работников. Вследствие этого вскоре ограничения на прибыль были отменены.
В настоящее время деятельность предприятий малого бизнеса регулируется «Законом о предприятиях в Республике Беларусь», принятым сессией Верховного Совета Республики Беларусь 14 декабря 1990 года с изменениями и дополнениями, критерии отнесения предприятий к категории малого предпринимательства определены Указом Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства». В соответствии с ним, основным критерием выступает среднесписочная численность работников дифференцированно по отраслям народного хозяйства:
· в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
· в сельском хозяйстве и научно-технической среде – до 60 человек;
· в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
· в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
· в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Однако и приведённый критерий численности работников не является совершенным. А ведь с этим критерием связано предоставление определённых налоговых льгот. Поэтому необходимо, чтобы критерий численности работников учитывался в сочетании с другими дополнительными критериями, например, стоимостью оборудования, размером уставного капитала, размером годового оборота капитала. На рис. 2 приведена обобщённая информация о критериях отнесения предприятий к категории малого бизнеса.
Лука Пачоли, автор трактата по бухгалтерскому учёту, напечатанного в 1494 году в Венеции, писал:
”Три условия необходимы всякому, кто желает в исправности вести торговлю. Самое главное из них – наличные деньги и разного рода другие ценности. Второе условие торговли состоит в том, чтобы уметь быстро вычислять и быстро считать. Третье и необходимое последнее условие – это ведение своих дел в должном порядке и как следует, чтобы можно было без задержки получить всякие сведения как
относительно долгов, так и требований…никто не в состоянии вести свои дела , если не захочет соблюдать должный порядок в записях.“
С бухгалтерским учётом и анализом любой человек, и особенно предприниматели, сталкиваются каждый день. Это операции с денежными средствами (поступление, расход, выручка и т. д.), с товарно-материальными ценностями (купля-продажа, передача, дарение и т. д.), с финансовыми вложениями (покупка-продажа векселей, акций, облигаций, вложения в депозиты и т. д.).
А вот как организовать учёт этих операций и как рациональнее их осуществить – это необходимо знать каждому предпринимателю. Чтобы заняться бизнесом, следует всё просчитать: возможные доходы, расходы, прибыль, налоги и обязательные платежи, а также риски. Всё это знать должен не только бухгалтер, но и руководитель, так как решение принимает он. И если руководитель ориентируется в основах бухгалтерского учёта и анализа, ему значительно легче и эффективнее вести дела.
Важными рычагами, обеспечивающими научный подход к организации чёткой работы, достоверной системы учёта и контроля, для принятия оптимальных управленческих решений, являются бухгалтерский учёт и анализ хозяйственной деятельности. Их возрастающая роль на современном этапе обуславливает важность теоретических основ бухгалтерского учёта и анализа хозяйственной деятельности, изучение которых позволит:
· овладеть основными приёмами и методами бухгалтерского учёта и анализа для решения практических вопросов;
· совершенствовать организацию учёта и документооборота;
· овладеть методами поиска прогнозных резервов роста основных показателей хозяйственной деятельности предприятий, что особенно актуально в условиях рыночных отношений.
Учёт и анализ рассматривают в качестве важнейших функций управления деятельностью предприятия. Место учёта и анализа в системе управления упрощённо можно отразить схемой (рис. 3).
Известно, что система управления предприятия состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учёта, анализа и принятия управленческих решений.
С помощью планирования определяются направление и содержание деятельности предприятия. Однако нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе хозяйственной деятельности, поэтому важнейшей функцией управления является учёт, который обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления хозяйственной деятельностью и контроля за ходом выполнения намеченных планов.
В процессе же анализа, который также является важнейшей функцией управления деятельностью предприятия, первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и фирм, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д. На основе данных учёта и результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.
Работая в условиях рынка и конкуренции, руководитель предприятия вынужден постоянно анализировать выгодность приобретения тех или иных ресурсов, соизмерять затраты, потенциальную прибыль.
В новых условиях у предприятий возрастает необходимость активнее использовать учёт и анализ, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу.
Учёт и анализ не только отражают хозяйственную деятельность, но и воздействуют на неё. Являясь частью процесса правления, они дают важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности.
Производственно-коммерческое предприятие «Арника» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета, является предприятием, основанным на коллективной форме собственности и действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь», Уставом и Учредительным договором.
Учредителями предприятия являются граждане Республики Беларусь.
Предприятие приобрело право юридического лица с момента регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, арбитраже и третейском суде.
Учредители не несут ответственности по долгам и обязательствам предприятия, а предприятие не несет ответственности по долгам и обязательствам учредителей. Учредители несут ответственность за убытки в пределах своего вклада.
Отношения предприятия с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договора (контракта). Предприятие свободно в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих действующему законодательству.
ПКП «Арника» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, ведет статистическую отчетность в порядке, определяемом действующим законодательством, предоставляет данные в Инспекцию Государственного Налогового Комитета и несет ответственность за их своевременное представление и достоверность.
Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20