- бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций;
- контокоррентный кредит («овердрафт»);
- сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга;
- открытие кредитной линии;
- револьверный (автоматически возобновляемый) кредит;
- онкольный кредит;
- ломбардный кредит;
- ипотечный кредит;
- ролловерный кредит;
- консорциумный (консорциальный) кредит.
Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и методы привлечения заемного капитала конкретизируются с учетом особенностей банковского кредитования, выделяясь при необходимости в самостоятельный вид финансового управления. Такое управление осуществляется по следующим основным этапам:
- определение целей использования привлекаемого банковского кредита;
- оценка собственной кредитоспособности;
- выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита;
- изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов;
- «выравнивание» кредитных условий в процессе заключения кредитного договора;
- обеспечение условий эффективного использования банковского кредита;
- организация контроля за текущим обслуживанием банковского кредита;
- обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга по банковским кредитам.
2. Управление финансовым лизингом.
Финансовый лизинг (аренда) представляет собой хозяйственную операцию, предусматривающую приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающий периода полной их амортизации с обязательной последующей передачей права собственности на эти основные средства арендатору. Финансовый лизинг рассматривается как один из видов финансового кредита. Основные средства, переданные в финансовый лизинг, включаются в состав основных средств арендатора.
Кредитные отношения финансового лизинга характеризуются многоаспектностью, проявляемой в достаточно широком диапазоне:
а) финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала — долгосрочном кредите;
б) финансовый лизинг обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах;
в) финансовый лизинг автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения, формой такого обеспечения кредита является сам лизингуемый актив, который в случае финансовой несостоятельности (банкротства) предприятия может быть реализован кредитором с целью возмещения невыплаченной части лизинговых платежей и суммы неустойки по сделке;
г) финансовый лизинг обеспечивает покрытие «налоговым щитом» всего объема привлекаемого кредита;
д) финансовый лизинг обеспечивает более широкий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга;
е) финансовый лизинг обеспечивает большую гибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга;
ж) финансовый лизинг характеризуется более упрощенной процедурой оформления кредита в сравнении с банковской;
и) финансовый лизинг обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива;
к) финансовый лизинг не требует формирования на предприятии фонда погашения основного долга в связи с постепенностью его амортизации. Перечисленные кредитные аспекты финансового лизинга определяют его как достаточно привлекательный кредитный инструмент в процессе привлечения предприятием заемного капитала для обеспечения своего экономического развития[6].
Управление финансовым лизингом на предприятии связано с использованием различных его видов. Классификация видов финансового лизинга по основным классификационным признакам:
- по составу участников лизинговой операции разделяют прямой и косвенный виды финансового лизинга;
- по региональной принадлежности участников лизинговой операции выделяют внутренний и внешний (международный) лизинг;
- по лизингуемому объекту выделяют лизинг движимого и недвижимого имущества;
- по формам лизинговых платежей различают денежный, компенсационный и смешанный виды лизинга;
- по характеру финансирования объекта лизинга выделяют индивидуальный и раздельный лизинг;
С учетом изложенных основных видов финансового лизинга организуется процесс управления им на предприятии. Основной целью управления финансовым лизингом с позиций привлечения предприятием заемного капитала является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.
Процесс управления финансовым лизингом на предприятии осуществляется по следующим основным этапам:
- выбор объекта финансового лизинга;
- выбор вида финансового лизинга;
- согласование с лизингодателем условий осуществления лизинговой сделки;
- оценка эффективности лизинговой операции;
- организация контроля за своевременным осуществлением лизинговых платежей.
В процессе управления финансовым лизингом следует учесть, что многие правовые нормы его регулирования в нашей стране еще не установлены или разработаны недостаточно. В этих условиях следует ориентироваться на международные стандарты осуществления лизинговых операций с соответствующей их адаптацией к экономическим условиям нашей страны.
3. Управление облигационным займом.
Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.
Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.
Как кредитный инструмент облигационный займ имеет определенные преимущества и недостатки.
Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:
а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);
б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;
в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.
Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:
а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);
б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;
в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;
г) после выпуска облигаций в следствии изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации. В этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.
Основной целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.
Управление облигационным займом строится на предприятии по следующим основным этапам:
- исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия;
- определение целей привлечения средств облигационного займа;
- оценка собственного кредитного рейтинга;
- определение объема эмиссии облигаций;
- определение условий эмиссии облигаций;
- оценка стоимости облигационного займа;
- определение эффективных форм андеррайтинга;
- формирование фонда погашения облигаций.
4. Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита.
Товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отстрочки платежа за поставленное им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике. Для привлекающих его предприятий он имеет ряд преимуществ в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала, которые заключаются в следующем:
а) товарный (коммерческий) кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — производственных запасов товарно-материальных ценностей;
б) он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов сырья;
в) этот вид кредитования не рассматривает поставленное сырье, материалы и товары как имущественный залог предприятия, позволяя ему свободно распоряжаться предоставленными в кредит материальными ценностями;
г) в этом виде кредита заинтересовано не только предприятие-заемщик, но и его поставщики, потому что он позволяет им увеличивать объем реализации продукции и формировать дополнительную прибыль;
д) стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах);
е) привлечение товарного (коммерческого) кредита позволяет сокращать общий период финансового цикла предприятия, снижая тем самым потребность в финансовых средствах, используемых для формирования оборотных активов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14