оборот
———— = 1,
однако при этом появятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ). Запишем эти коэффициенты в виде следующей формулы:
ЭР = НРЭИ/АКТИВ * оборот/оборот * 100% =
НРЭИ/оборот * 100% * оборот/АКТИВ =
КМ * 100% * КТ
Как правило, коммерческая маржа измеряется в процентах и показывает, какой результат эксплуатации инвестиций дают каждые 100 денежных единиц оборота, т.е. это экономическая рентабельность реализованной продукции (работ, услуг).
В зависимости от отраслевой принадлежности, КМ может колебаться от 5-10%, например, на малых предприятиях по переработке овощей и до 40-50% - например, на ювелирных МП.
Коэффициент трансформации показывает: сколько раз за отчетный период оборачивается каждая денежная единица активов или сколько денежных единиц оборота снимается с каждой денежной единицы актива. Достижение значительного оборота свидетельствует, казалось бы, об успешном управлении производственно-хозяйственной деятельностью на МП. Однако всегда необходимо учитывать, какой ценой достигается этот успех. Рассмотрим простой пример: для получения 10 млн. денежных единиц НРЭИ на 100 млн. оборота задействованно 200 млн. денежных единиц активов,-при этом приличный уровень KM -
10% (10/100*100%) - сводится на нет слишком малым значением КТ: 0,5 (100/200)
Таким образом, на каждую денежную единицу оборота надо вложить по две денежных единицы актива. Экономическая рентабельность такого малого предприятия равна всего
5% : (10% * 0,5).
Влияние на изменение экономической рентабельности сводится к воздействию на коммерческую маржу и коэффициент трансформации. Чем ниже деловая активность МП, тем больше это должно компенсироваться повышением рентабельности за счет снижения затрат на производство продукции или роста цен на эту продукцию.
Оценка экономической эффективности управления производством тесно связана с оценкой эффективности производственно-хозяйственной деятельности, а именно:
• с изменением объема производства продукции (работ, услуг) на одного занятого на МП;
• с изменением доли балансовой прибыли в стоимости продукции (работ, услуг);
• с изменением величины балансовой прибыли на одного занятого на МП.
Зачастую управление производством основано на ожиданиях, прогнозах, а иногда просто на догадках. Поэтому с большой степенью осторожности следует относиться к точности математического аппарата.
Малые предприятия, в силу своей специфики, слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств, поскольку наиболее чувствительны ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка, необязательности контрагентов, несвоевременности поставок, задержкам платежей.
Центром экономических реформ путем опроса руководителей МП в городах различных регионов России проводился сбор данных о стоящих перед малым бизнесом проблем, что позволило выявить приоритетность следующего:
- так, на первом месте оказалась нехватка финансовых ресурсов, на это указали 70% опрошенных руководителей;
- ощущалась потребность в информации о внутренних рынках сбыта. Ее считают важной 59% участников опроса, что свидетельствует об изменении рыночных отношений, развитии рыночной системы, при которой спрос определяет предложение;
- ощущались также сложности со сбытом произведенной продукции. Эту проблему считают своей основной проблемой 56% участников опроса;
- возникновение проблем с кредитованием ощутили 45% участников опроса;
- возникновение проблем со снабжением - 13% участников опроса.
Малые предприятия получили дополнительную помощь в виде Указа Президента "О первоочередных мерах поддержки малого предпринимательства" от 4 апреля 2002 г., которым предписано правительству России выделить квоту в 500 млрд. руб. для предоставления кредитов субъектам Федерации на нужды развития малого предпринимательства.
Несмотря на поддержку, МП - это повышенный риск всей производственно-хозяйственной деятельности. Так, если крупные предприятия могут существенно увеличить свои доходы только за счет перехода на массовый выпуск продукции, то МП могут рассчитывать лишь на свою исключительную предприимчивость и изворотливость, ориентированную на узкие группы потребителей, а также на возможность находить взаимовыгодные формы сотрудничества с фирмами[6].
Иногда МП приходится решать вопрос о реорганизации или ликвидации своего предприятия. В этом случае необходимо сопоставлять различные показатели стоимости, исходя из их назначения:
• стоимость - это цена приобретения активов;
• существует средневзвешенная стоимость капитала (предельная торговая ставка). Она рассчитывается исходя из стоимости для МП собственного капитала и задолженности;
• стоимость действующего предприятия - чистая текущая стоимость ожидаемых будущих денежных потоков, созданных в результате производственно-хозяйственной деятельности МП;
• рыночная стоимость - рыночная цена активов, цена, установившаяся на свободном рынке, где есть много покупателей и продавцов, например, на фондовой бирже;
• экономическая стоимость (ЭС) малого предприятия - чистая текущая стоимость всех прогнозируемых денежных потоков, которые будет генерировать коммерческое предприятие, т.е.:
Ежегодный чистый денежный поток
ЭС= ————————————————————— ;
Средневзвешенная стоимость капитала
• ликвидационная стоимость - прогнозируемая стоимость МП, получаемая на основе предположения о ликвидации его активов;
• ликвидационная стоимость при принудительной распродаже - стоимость активов или МП в целом, определяемая исходя из предположения об их срочной распродаже, заниженная по сравнению с рыночной стоимостью.
Например, ликвидационная стоимость МП, дело о банкротстве которого рассматривается в суде, оценена в 10,6 млн. денежных единиц. В случае реорганизации прогнозируется получать 1 млн. денежных единиц чистых потоков ежегодно. Средневзвешенная стоимость капитала составляет 10%. Суд собирается принять решение о ликвидации МП. Верно ли это в финансовом отношении?
Да, верно, так как ликвидационная стоимость (10,6 млн. ден. единиц) выше его экономической стоимости (1 млн. ден. единиц : 0,1 = 10 млн. ден. единиц). При неудовлетворительной оценке экономической эффективности управления производством малое предприятие прекращает свою производственно-хозяйственную деятельность как по решению судебных органов, так и по добровольному согласию его владельцев и совладельцев. Особым случаем ликвидации МП является его банкротство.
Банкротство[7] - это юридический акт финансовой несостоятельности, неплатежеспособности, который выражается в невозможности продолжения малым предприятием предпринимательской деятельности из-за превышения долговых обязательств над стоимостью имущества.
Факт банкротства устанавливается арбитражным судом как крайняя мера в цепочке оздоровления экономики предприятия, его сохранения путем реорганизации с использованием санации, внешнего управления с целью восстановления платежеспособности и отсрочки требований кредиторов. Когда различные меры восстановления платежеспособности не дают положительного экономического эффекта, тогда вводится так называемое конкурсное производство и все права и обязанности руководителя переходят к конкурсному управляющему, который и осуществляет ликвидационные мероприятия.
Таким образом, при ликвидации МП должен соблюдаться определенный порядок и прежде всего удовлетворяются претензии:
- наемного персонала (выплата заработной платы и других вознаграждений, оговоренных трудовым законодательством или контрактом с нанимаемым работником);
- государственных органов (налоговой службы, специализированных фондов и др.);
- сторонних коммерческих организаций (кредиторов).
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами[8].
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
ü определение финансового положения;
ü выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
ü выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
ü прогноз основных тенденций финансового состояния.
Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто (учет основных средств и МБП по остаточной стоимости без учета износа). Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного аналитического баланса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13