Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.
Рассчитаем показатели рентабельности продукции в табл. 3.15.
Показатель рентабельности реализованной продукции характеризует уровень эффективности затрат на предприятии. Он показывает, что за отчетный период предприятие на каждый рубль затрат на производство реализованной продукции получило 12.06 коп. прибыли, что на 4.7 коп. меньше, чем в прошлом году. Это свидетельствует о повышении затрат и говорит о том, что предприятие не контролирует себестоимость реализованной продукции.
Следующим показателем, характеризующим прибыльность работы предприятия, является рентабельность продаж. Необходимо отметить, что он рассчитывается в двух вариантах: по прибыли от реализации и по чистой прибыли. Если рассчитывать его по прибыли от реализации, то можно получить информацию о способности предприятия контролировать себестоимость продукции, то есть ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т.д. На ООО «Заря» этот показатель составил за 2004 год 14.30% и за 2005 год 10.68%. Это свидетельствует о росте затрат и сокращении спроса на продукцию. Но наиболее значительным в этой части анализа финансовой информации является расчет рентабельности по чистой прибыли, поскольку этот коэффициент отражает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции. На ООО «Заря» рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, в 2004 году составила 9.45%. Это означает, что на каждую единицу реализованной продукции приходилось 9.45 коп. прибыли. В 2005 году показатель сократился на 3.26% и составил 6.19%.
Таблица 3.15. Показатели рентабельности продукции ООО «Заря», %
Наименование показателя
Формула расчета
Значение показателя
Отклонение
2004
2005
1. Рентабельность реализованной продукции
Прибыль от реализации
Затраты на производство реализованной продукции
16.76
12.06
-4.70
2. Рентабельность
продаж
Выручка от реализации
14.30
9.45
10.68
6.19
-3.62
3.26
Кроме рассмотренных, существуют и другие показатели рентабельности, отраженные в табл. 3.16.
Показатель общей рентабельности отчетного периода сократился на 4.17%, что говорит о снижении балансовой прибыли и, соответственно, росте затрат на производство реализованной продукции.
Экономическая рентабельность и фондорентабельность в 2004 и 2005 годах совпали, поскольку в течении этих лет на предприятии не было убытков. Экономическая рентабельность показывает эффективность использования всего имущества организации. В отчетном году эффективность его использования возросла на 2.35%. Фондорентабельность показывает эффективность использования основных средств и прочих необоротных активов.
Таблица 3.16. Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность) ООО «Заря»
Значение показателя, %
1. Общая рентабельность отчетного периода
12.79
8.62
-4.17
2. Экономическая рентабельность
Валюта баланса – Оборотные активы
6.24
8.59
+2.35
3. Фондорентабельность
Внеоборотные активы
4. Рентабельность
Основной деятельности
Балансовая прибыль
14.99
11.49
-3.50
5. Период окупаемости собственного капитала
14.33
12.47
-1.86
6. Показатель
чистого дохода
Сумма амортизации +
+ чистая прибыль
Чистая выручка от реализации
0.14
0.24
+0.10
6.1. Доля чистого
дохода, полученная за счет амортизации
+Чистая прибыль
30.56
74.20
+43.64
6.2. Доля чистого дохода, полученная за счет чистой прибыли
+чистая прибыль
69.44
25.80
-43.64
Рентабельность основной деятельности показывает, сколько балансовой прибыли приходится на 1 рубль затрат. На ООО «Заря» в 2005 году этот показатель сократился на 3.50% и составил 11.19%.
Период окупаемости собственного капитала показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию. На ООО «Заря» в отчетном периоде этот показатель сократился на 1.86 и составил 12.47 лет.
И, наконец, охарактеризуем последний показатель группы рентабельности – показатель чистого дохода. Он позволяет оценить возможные свободные финансовые ресурсы будущих периодов.
Также показатель указывает, сколько копеек чистой прибыли с рубля чистой выручки от реализации продукции и от прочих доходов получает предприятие. На ООО «Заря» он составил в 2004 году 0.14 руб., а в 2005 году – 0.24 руб. Проанализируем, за счет чего в основном получен чистый доход: за счет чистой прибыли или за счет амортизации. Поскольку в чистой выручке исследуемого предприятия большую долю в отчетном году составляет амортизация (74,20%), то можно сделать вывод о не эффективности его работы.
К показателям доходности деятельности предприятия также можно отнести норму самофинансирования и норму предпринимательского дохода. Норма самофинансирования находится по формуле (3.18.) [31]:
Норма. Прибыль в распоряжении предприятия
самофинансирования = *100% (3.18) Выручка от реализации
В отчетном году этот показатель по ООО «Заря» составил 6.19% [(16111: 260223) х 100%], а в 2003 году – 9.45% [(14826: 156965) х 100%].
Норма самофинансирования характеризует прибыль, которую имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции после завершения всех распределительных операций. По ООО «Заря» наблюдается снижение данного показателя на 3.26%, что свидетельствует о недополучении прибыли с каждого рубля реализованной продукции по сравнению с 2004 годом.
Норма предпринимательского дохода находится по формуле (3.19.):
Норма Чистая прибыль
предпринимательского = х 100% (3.19.)
дохода Выручка от реализации
В 2004 году по ООО «Заря» величина этого показателя была ровна 8.42% ([(22421 – 498): 160223] х 100%), а в 2004 году – 12.63% ([(20072 – 241): 156965] х 100%). Увеличение показателя на 4.21% указывает на снижение спроса на продукцию предприятия.
Следующим важным приемом анализа прибыльности предприятия является оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности продаж оборачиваемости активов. Эта зависимость рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль: Стоимость активов = (Чистая прибыль: Выручка от реализации) * (Выручка от реализации: Стоимость активов) (3.20)
В нашем примере результат будет равен 0.046 [(16111: 260223) * (260223: 3507571)].
Данные этого показателя позволяют выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня рентабельности активов и принять решение либо об увеличении рентабельности продаж, либо о повышении оборачиваемости активов или же повысить оба эти показателя. Так, например, рентабельность продукции можно увеличить за счет уменьшения расходов, повышения цен на реализуемую продукцию, а также превышения темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов. Повысить оборачиваемость можно снизив производственные запасы и затраты, ускорив темпы оплаты дебиторской задолженности, ликвидировав неиспользуемые основные средства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13