Из табл. 3.9. видно, что в отчетном году все показатели, составляющие прибыль отчетного периода, увеличились. В выручке от реализации возросла доля прочих внереализационных расходов (на 0.32%), а доля прибыли отчетного периода сократилась (на 4.17%).
Показатели внереализационной деятельности влияют на прибыль отчетного периода аналогично показателям от прочей деятельности, влияющим на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. Проведем факторный анализ прибыли отчетного периода в табл. 3.10.
Таблица 3.10. Влияние показателей – факторов на прибыль отчетного периода ООО «Заря» за 2005 год
Показатели – факторы
Сумма, тыс. руб.
Влияние факторов на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
+ 4797
Прочие внереализационные доходы
+ 152
Прочие внереализационные расходы
– 2600
Влияние на прибыль отчетного периода
+ 2349
Из расчетов видно, что наибольшее влияние на рост прибыли отчетного периода оказал рост прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (сила влияния + 4797 тыс. руб.), а увеличение прочих внереализационных расходов (сила влияния – 2600 тыс. руб.) привело к сокращению прибыли отчетного периода.
Последним этапом анализа различных видов прибыли является анализ нераспределенной прибыли отчетного периода, проведенный в табл. 3.11.
Таблица 3.11. Анализ нераспределенной прибыли отчетного периода ООО «Заря», тыс. руб.
Наименование
показателя
Код
стр.
2004
год
2005
Отклонение
Удельный вес, в %
в %
Налог на прибыль
150
5005
5812
+807
3.19
2.23
-0.96
Отвлеченные средства
160
241
498
+ 257
0.15
0.19
+0.04
Нераспределенная прибыль отчетного периода (140–150–160)
170
14826
16111
+1285
9.45
6.19
-3.26
Из таблицы видно, что в отчетном году наблюдается рост налога на прибыль (на 807 тыс. руб.), однако его доля в выручке сокращается на 0.96%. Наблюдается увеличения показателя «отвлеченные средства» на 257 тыс. руб. с одновременным ростом его доли в выручке на 0.04%.
Эти факторы повлияли на увеличение нераспределенной прибыли на 1285 тыс. руб. Однако ее доля в выручке сократилась в отчетном году на 3.26% и составила 6.19%.
Обобщим влияние факторов на различные виды прибыли в табл. 3.12.
Таблица 3.12. Сводная таблица влияния факторов на нераспределенную прибыль отчетного периода ООО «Заря»
Сумма тыс. руб.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
-4067.08
Себестоимость реализации продукции (работ, услуг)
-26907.06
Коммерческие расходы
+962.83
Управленческие расходы
+35364.31
Влияние на прибыль от реализации
+5353.00
Проценты к получению
+271.00
Проценты к уплате
-
Доходы от участия в других организациях
Прочие операционные доходы
– 49.00
Прочие операционные расходы
– 778.00
Влияние на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
+4797.00
+152.00
-2600.00
+2349.00
-807.00
-257.00
Нераспределенная прибыль отчетного периода
+1285.00
На основании данных табл. 3.12. можно сделать выводы о том, что наибольшее влияние на рост нераспределенной прибыли оказало увеличение управленческих расходов (сила влияния + 35364.31). Однако прибыль увеличилась не на столь большую величину, поскольку снижающим фактором послужил рост себестоимости реализации (сила влияния фактора – 26907.06). Остальные показатели оказали незначительное влияние как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения нераспределенной прибыли отчетного периода.
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Кроме прибыли, еще одной составляющей понятия «результативность» является доходность предприятия.
3.2 Анализ доходности
Доходность предприятия – понятие многообразное. Оно включает в себя набор определенных показателей, которые характеризуют прибыльность работы предприятия, рентабельность его работы, деловую активность и в целом экономический рост.
Прибыльность работы предприятия проявляется в получении прибыли от различных видов деятельности. Рентабельность отражает степень прибыльности деятельности предприятий.
Исследование доходности предприятия заключается в изучении уровней и динамики показателей.
Для эффективности комплексного измерения прибыльности используются коэффициенты рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. [20]
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
– показатели рентабельности капитала (активов);
– показатели рентабельности продукции.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал; акционерный капитал.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д. [22]
Для расчета показателей рентабельности необходимы данные бухгалтерского баланса, отраженные в табл. 3.13.
Данные табл. 3.13. показывает, что за проверяемый период структура средств предприятия и их источники претерпела определенные изменения. Так, за 2005 год имущество ООО «Заря» уменьшилось на 30496 тыс. руб. или на 8.33%. Это изменение было обусловлено снижением стоимости основных средств предприятия на 64863 тыс. руб., или на 12.33% и увеличением стоимости оборотных активов лишь на 30298 тыс. руб. или на 10.13%. Иначе говоря, за отчетный период в текущие активы было вложено средств явно недостаточно для осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, прирост текущих активов в отчетном году был связан, прежде всего, с увеличением запасов и затрат (на 15759 тыс. руб. или в два раза), готовой продукции (на 3309 тыс. руб. или на 1. 2 раза), дебиторской задолженности (на 10600 тыс. руб. или в 2.1 раза).
Основным источником финансовых ресурсов предприятия являются собственные средства, доля которых на конец отчетного года составила 83.34%. Однако необходимо отметить, что за отчетный период в абсолютном выражении наблюдалось сокращение доли собственных средств в общей стоимости имущества предприятия на 7957 тыс. руб. и увеличение доли заемных средств на 6.11% или на 17270 тыс. руб. Особенно это касается кредиторской задолженности, доля которой к концу периода составила 15.66%, а краткосрочных кредитов и займов – всего лишь 1.00%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13